Анализ картины Ивана Крамского Мина Моисеев - Иван Крамской
Анализ картины Ивана Крамского Мина Моисеев

Анализ картины Ивана Крамского Мина Моисеев

Иван Крамской был основателем общества передвижников, его главным идеологом. Художники этого объединения считали главной своей задачей вскрывать основные проблемы современного общества, быть гласом угнетенных и обездоленных, обличать жестокость и несправедливость. Именно поэтому работы передвижников часто изображали простых крестьян, утомленных десятилетиями непосильного труда, истощенных нуждой. Их главным героем был простой русский мужик, под ветхой одеждой и невзрачной внешностью которого скрывается истинная сила духа и многовековая народная мудрость.

Портрет Мины Моисеева стал одной из ключевых работ того периода, шедевром творчества Крамского.

Картина «Мина Моисеев» была написана И. Н. Крамским в 1882 году. Она являлась своего рода наброском к более масштабному полотну «Крестьянин с уздечкой» созданному годом позже. Портрет Мины Моисеева считается лучшим произведением художника.

В поисках главного героя для новой картины художник отправился в отдаленную деревню под Петербургом, где в тиши и уединении несколько недель трудился над портретом обычного русского крестьянина. Замечательный художественный талант помог портретисту уйти от правил и установок, принятых при написании такого рода картин.

На первом плане полотна оказались обобщенные черты русского крестьянина: морщинистое лицо, насупленные брови, пушистая седая борода, натруженные руки.

Создается впечатление того, что человек на картине чрезвычайно устал, сломлен работой и тяжелой жизнью. На самом деле это далеко не так, присмотревшись, зритель может увидеть, что старик на картине в достаточной мере жилист, хорошо сложен, его взгляд суров и упрям. Он проживет еще немало на этом свете и ко многому приложит силу своих могучих рук.

Поза старика на картине расслабленная, руки скрещены и прижаты к груди, смотрит он куда-то в сторону мимо художника, словно стесняясь своего необычного положения. В уголках глаз старика замерла искра озорства, лицо его покрыто морщинами, но общего впечатления данный факт нисколько не портит.

Старик одет в синюю холщовую рубаху не первой новизны, но даже в ней он выглядит весьма внушительно и даже монументально. Зритель не может понять, насколько этот старик добр, как много он повидал плохого и хорошего на этом свете, доволен ли своей жизнью, доставляют ли ему удовольствие действия художника, или же его вынудили согласиться на написание портрета.

Всего этого картина передать не в силах, но благодаря мастерству художника зрителю становятся доступны все вышеперечисленные черты характера этого человека.

На холсте изображен мужчина – он не так стар, как кажется на первый взгляд, но лишения и невзгоды оставили на нем глубокий отпечаток. Его неопрятная клочковатая борода совсем бела, зато волосы густые, черные, блестящие, как у молодого, без единого седого волоска. Обветренное лицо избороздили глубокие морщины, ведь он много дней провел в поле под палящим солнцем. Но взгляд блестящих глаз остался острым, проницательным. Он сочетает в себе ум, житейскую смекалку и искреннюю доброту, которая идет от самого сердца. В складке рта, скрытого в густой бороде, таится усмешка, будто Мина давно постиг все тайны этого мира, но ему хватает смирения, чтобы не озвучивать эти очевидные для него истины вслух.

Поза мужчины полна непринужденности: он облокотился на скрещенные руки, а взгляд устремил вдаль, мимо художника. Он кажется погруженным глубоко в свои мысли, но при этом становится очевидно, что думает Мина о чем-то теплом и приятном.

Несмотря на свою бедную прохудившуюся одежду, неопрятную внешность, герой Крамского вызывает симпатию и уважение у зрителей. Он олицетворяет весь русский народ – его терпеливость, доброту, силу физическую и духовную. Но при этом, когда народное терпение иссякнет, этот кроткий герой способен встать на защиту себя и своих близких – именно так случится всего через тридцать лет, во время русской революции.