Иван Крамской был основателем общества передвижников, его главным идеологом. Художники этого объединения считали главной своей задачей вскрывать основные проблемы современного общества, быть гласом угнетенных и обездоленных, обличать жестокость и несправедливость. Именно поэтому работы передвижников часто изображали простых крестьян, утомленных десятилетиями непосильного труда, истощенных нуждой. Их главным героем был простой русский мужик, под ветхой одеждой и невзрачной внешностью которого скрывается истинная сила духа и многовековая народная мудрость.
Портрет Мины Моисеева стал одной из ключевых работ того периода, шедевром творчества Крамского.
Картина «Мина Моисеев» была написана И. Н. Крамским в 1882 году. Она являлась своего рода наброском к более масштабному полотну «Крестьянин с уздечкой» созданному годом позже. Портрет Мины Моисеева считается лучшим произведением художника.
В поисках главного героя для новой картины художник отправился в отдаленную деревню под Петербургом, где в тиши и уединении несколько недель трудился над портретом обычного русского крестьянина. Замечательный художественный талант помог портретисту уйти от правил и установок, принятых при написании такого рода картин.
На первом плане полотна оказались обобщенные черты русского крестьянина: морщинистое лицо, насупленные брови, пушистая седая борода, натруженные руки.
Создается впечатление того, что человек на картине чрезвычайно устал, сломлен работой и тяжелой жизнью. На самом деле это далеко не так, присмотревшись, зритель может увидеть, что старик на картине в достаточной мере жилист, хорошо сложен, его взгляд суров и упрям. Он проживет еще немало на этом свете и ко многому приложит силу своих могучих рук.
Поза старика на картине расслабленная, руки скрещены и прижаты к груди, смотрит он куда-то в сторону мимо художника, словно стесняясь своего необычного положения. В уголках глаз старика замерла искра озорства, лицо его покрыто морщинами, но общего впечатления данный факт нисколько не портит.
Старик одет в синюю холщовую рубаху не первой новизны, но даже в ней он выглядит весьма внушительно и даже монументально. Зритель не может понять, насколько этот старик добр, как много он повидал плохого и хорошего на этом свете, доволен ли своей жизнью, доставляют ли ему удовольствие действия художника, или же его вынудили согласиться на написание портрета.
Всего этого картина передать не в силах, но благодаря мастерству художника зрителю становятся доступны все вышеперечисленные черты характера этого человека.
На холсте изображен мужчина – он не так стар, как кажется на первый взгляд, но лишения и невзгоды оставили на нем глубокий отпечаток. Его неопрятная клочковатая борода совсем бела, зато волосы густые, черные, блестящие, как у молодого, без единого седого волоска. Обветренное лицо избороздили глубокие морщины, ведь он много дней провел в поле под палящим солнцем. Но взгляд блестящих глаз остался острым, проницательным. Он сочетает в себе ум, житейскую смекалку и искреннюю доброту, которая идет от самого сердца. В складке рта, скрытого в густой бороде, таится усмешка, будто Мина давно постиг все тайны этого мира, но ему хватает смирения, чтобы не озвучивать эти очевидные для него истины вслух.
Поза мужчины полна непринужденности: он облокотился на скрещенные руки, а взгляд устремил вдаль, мимо художника. Он кажется погруженным глубоко в свои мысли, но при этом становится очевидно, что думает Мина о чем-то теплом и приятном.
Несмотря на свою бедную прохудившуюся одежду, неопрятную внешность, герой Крамского вызывает симпатию и уважение у зрителей. Он олицетворяет весь русский народ – его терпеливость, доброту, силу физическую и духовную. Но при этом, когда народное терпение иссякнет, этот кроткий герой способен встать на защиту себя и своих близких – именно так случится всего через тридцать лет, во время русской революции.