Анализ картины Ивана Крамского Русалки (Майская ночь) - Иван Крамской
Анализ картины Ивана Крамского Русалки (Майская ночь)

Анализ картины Ивана Крамского Русалки (Майская ночь)

Картина «Русалки» была написана русским художником Иваном Николаевичем Крамским по мотивам «Майской ночи» Н. В. Гоголя. Художник достаточно вольно интерпретировал сон главного героя Левко, сделав акцент не на его сюжете, а на изображении волшебной лунной ночи на Украине.

Перед зрителем предстает заросший и заваленный бревнами берег реки, на котором мирно сидит живописная группка утопленниц. Их тонкие фигурки освещены полной луной и от этого кажутся еще более зыбкими и нереальными. Лица девушек печальны и унылы, всеми ими овладела безысходная тоска.

На заднем плане вверху справа располагается старая усадьба, а слева – непроглядно темный и дремучий лес. Колорит картины неярок и спокоен, некоторую мрачность красок смягчает великолепно выписанный лунный свет, щедро освещающий сцену.

Крамского зачаровал мир украинской народной сказки с чертями, ведьмами и русалками, потому он и выбрал этот сюжет. Крамского интересовала не достоверное соответствие нарисованной им картины произведению Гоголя, он хотел передать красоту сказочной украинской ночи, а также свое сочувствие несчастным девушкам-русалкам, простым крестьянкам, так трагически закончившим свое земное существование.

В этой картине Крамской решил воплотить достаточно трудную для живописца задачу – изобразить лунный свет так, чтобы на картине он выглядел, как настоящий. Художник долго работал над этой картиной, пытаясь правильно, по его словам «поймать луну». И хотя сам он не был полностью доволен окончательным вариантом картины, критики отмечали, что Крамскому удалось передать фантастичность и сказочность сюжета, и поймать-таки частицу лунного света в свое произведение.

Перед зрителем предстает заросший и заваленный бревнами берег реки, на котором мирно сидит живописная группка утопленниц. Их тонкие фигурки освещены полной луной и от этого кажутся еще более зыбкими и нереальными. Лица девушек печальны и унылы, всеми ими овладела безысходная тоска.

На заднем плане вверху справа располагается старая усадьба, а слева – непроглядно темный и дремучий лес. Колорит картины неярок и спокоен, некоторую мрачность красок смягчает великолепно выписанный лунный свет, щедро освещающий сцену.

Крамского зачаровал мир украинской народной сказки с чертями, ведьмами и русалками, потому он и выбрал этот сюжет. Крамского интересовала не достоверное соответствие нарисованной им картины произведению Гоголя, он хотел передать красоту сказочной украинской ночи, а также свое сочувствие несчастным девушкам-русалкам, простым крестьянкам, так трагически закончившим свое земное существование.

Критики отмечали, что Крамскому все-таки удалось передать фантастичность и сказочность сюжета, и поймать частицу лунного света в свое произведение.

Русалки в народных поверьях — это девушки, которые утопились от несчастной любви и стали духами природы. По ночам они якобы выходят из воды, путают сети рыбаков, ломают плотины и мосты, очаровывают путников и затягивают их в свои подводные чертоги. В некоторых поселениях России, например в Брянской области, верили, что «на Троецкой, или Русальной (Русаличьей), неделе, которая чаще всего бывает после Духова дня, русалки, по поверьям, приходят с того света на землю…». В Чистый четверг на Зеленой, или Троицкой, неделе не работали, не гневили русалок. Незамужние девушки плели венки и бросали их в лесу или в воду, гадая, какая судьба их ждет.

Русалки Крамского в белых рубахах до пят эфемерны и меланхоличны. Они вышли из пруда: одни устроились на поваленных стволах тополей и разрушенных мостках, а другие ушли в лесную чащу, слились с листвой кустарников. Вероятно, девушка с «плетью тростника» в руках и с венком из трав на голове — это гоголевская панночка, сотникова дочка.

О картине ходило множество легенд. Говорили, что в галерее Третьякова по ночам слышалось пение, возникало ощущение внезапной прохлады, а барышни, которые долго смотрели на картину, якобы сходили с ума или бросались в реку.

Соседством с «Русалками» суеверная публика связывала и тот факт, висевшая рядом картина «Грачи» Алексея Саврасова в первую же ночь на выставке передвижников упала со стены. А сам Третьяков будто бы чувствовал усталость рядом с полотном. По совету старухи няньки он перевесил его в темный угол, чтобы на картину не попадал солнечный свет, и только после этого русалки перестали «колобродить».

Сохранилось множество эскизов картины, которые доказывают, насколько кропотливо автор работал над деталями и формой. Многие корректировки вносились и на этапе написания самого полотна – Крамской всегда был чем-то недоволен. Известно, что даже спустя год как картину приобрёл Третьяков, художник обращался с просьбой вернуть картину, что бы «немного переработать».