Картина «Русалки» была написана русским художником Иваном Николаевичем Крамским по мотивам «Майской ночи» Н. В. Гоголя. Художник достаточно вольно интерпретировал сон главного героя Левко, сделав акцент не на его сюжете, а на изображении волшебной лунной ночи на Украине.
Перед зрителем предстает заросший и заваленный бревнами берег реки, на котором мирно сидит живописная группка утопленниц. Их тонкие фигурки освещены полной луной и от этого кажутся еще более зыбкими и нереальными. Лица девушек печальны и унылы, всеми ими овладела безысходная тоска.
На заднем плане вверху справа располагается старая усадьба, а слева – непроглядно темный и дремучий лес. Колорит картины неярок и спокоен, некоторую мрачность красок смягчает великолепно выписанный лунный свет, щедро освещающий сцену.
Крамского зачаровал мир украинской народной сказки с чертями, ведьмами и русалками, потому он и выбрал этот сюжет. Крамского интересовала не достоверное соответствие нарисованной им картины произведению Гоголя, он хотел передать красоту сказочной украинской ночи, а также свое сочувствие несчастным девушкам-русалкам, простым крестьянкам, так трагически закончившим свое земное существование.
В этой картине Крамской решил воплотить достаточно трудную для живописца задачу – изобразить лунный свет так, чтобы на картине он выглядел, как настоящий. Художник долго работал над этой картиной, пытаясь правильно, по его словам «поймать луну». И хотя сам он не был полностью доволен окончательным вариантом картины, критики отмечали, что Крамскому удалось передать фантастичность и сказочность сюжета, и поймать-таки частицу лунного света в свое произведение.
Перед зрителем предстает заросший и заваленный бревнами берег реки, на котором мирно сидит живописная группка утопленниц. Их тонкие фигурки освещены полной луной и от этого кажутся еще более зыбкими и нереальными. Лица девушек печальны и унылы, всеми ими овладела безысходная тоска.
На заднем плане вверху справа располагается старая усадьба, а слева – непроглядно темный и дремучий лес. Колорит картины неярок и спокоен, некоторую мрачность красок смягчает великолепно выписанный лунный свет, щедро освещающий сцену.
Крамского зачаровал мир украинской народной сказки с чертями, ведьмами и русалками, потому он и выбрал этот сюжет. Крамского интересовала не достоверное соответствие нарисованной им картины произведению Гоголя, он хотел передать красоту сказочной украинской ночи, а также свое сочувствие несчастным девушкам-русалкам, простым крестьянкам, так трагически закончившим свое земное существование.
Критики отмечали, что Крамскому все-таки удалось передать фантастичность и сказочность сюжета, и поймать частицу лунного света в свое произведение.
Русалки в народных поверьях — это девушки, которые утопились от несчастной любви и стали духами природы. По ночам они якобы выходят из воды, путают сети рыбаков, ломают плотины и мосты, очаровывают путников и затягивают их в свои подводные чертоги. В некоторых поселениях России, например в Брянской области, верили, что «на Троецкой, или Русальной (Русаличьей), неделе, которая чаще всего бывает после Духова дня, русалки, по поверьям, приходят с того света на землю…». В Чистый четверг на Зеленой, или Троицкой, неделе не работали, не гневили русалок. Незамужние девушки плели венки и бросали их в лесу или в воду, гадая, какая судьба их ждет.
Русалки Крамского в белых рубахах до пят эфемерны и меланхоличны. Они вышли из пруда: одни устроились на поваленных стволах тополей и разрушенных мостках, а другие ушли в лесную чащу, слились с листвой кустарников. Вероятно, девушка с «плетью тростника» в руках и с венком из трав на голове — это гоголевская панночка, сотникова дочка.
О картине ходило множество легенд. Говорили, что в галерее Третьякова по ночам слышалось пение, возникало ощущение внезапной прохлады, а барышни, которые долго смотрели на картину, якобы сходили с ума или бросались в реку.
Соседством с «Русалками» суеверная публика связывала и тот факт, висевшая рядом картина «Грачи» Алексея Саврасова в первую же ночь на выставке передвижников упала со стены. А сам Третьяков будто бы чувствовал усталость рядом с полотном. По совету старухи няньки он перевесил его в темный угол, чтобы на картину не попадал солнечный свет, и только после этого русалки перестали «колобродить».
Сохранилось множество эскизов картины, которые доказывают, насколько кропотливо автор работал над деталями и формой. Многие корректировки вносились и на этапе написания самого полотна – Крамской всегда был чем-то недоволен. Известно, что даже спустя год как картину приобрёл Третьяков, художник обращался с просьбой вернуть картину, что бы «немного переработать».