Анализ картины Ильи Репина Портрет Андреева - Илья Репин
Анализ картины Ильи Репина Портрет Андреева

Анализ картины Ильи Репина Портрет Андреева

Картина «Портрет Андреева» – это портрет, на котором изображен знаменитый русский писатель Леонид Николаевич Андреев.

Второе название работы – «Летний отдых». Художник намерено придумал это, второе, название, чтобы запутать зрителей. На первый взгляд, нам кажется, что на холсте изображен человек, который расслабленно сидит на скамье где-то в глубинке сада. Теплый, летний день, светит солнце. Вокруг – сочная, зеленая растительность, с россыпью маленьких белых цветочков. Но это впечатление обманчиво. Картина была написана в далеком 1904 году, когда во всем мире господствовало направление модерн. Репин также не остался в стороне и, вдохновившись бунтарским движением, воплотил в данной работе весь революционный дух поколения.

В 1903 году Репин переехал в дачный поселок Куоккала недалеко от Санкт-Петербурга. Дом художника получил название «Пенаты» и стал местом, с которым неразрывно связаны почти тридцать лет жизни мастера. В «Пенаты» на знаменитые репинские «среды» собирались художники, литераторы, ученые и общественные деятели.

Леонид Андреев в 1900-х жил в соседнем поселке и был частым гостем «Пенат». Репин, всегда чуткий к событиям современной культурной жизни, хорошо знал издававшиеся с 1892 года произведения молодого автора. Он особенно ценил рассказ «В тумане» и отмечал дарование писателя: «Это – большой талант. “В тумане” – выше Горького». Андреев, в свою очередь, посвятил художнику рассказ «Иго войны».

Не только литературные успехи, но и индивидуальность Андреева привлекали художника: «Такой он милый человек, так близок сердцу, как родной». Добродушная, артистичная и в то же время переменчивая и склонная к депрессивным состояниям личность Андреева отразилась в весьма противоречивом описании, данном ему Репиным. За темперамент, который «требовал жизни широкой и щедрой», художник в шутку называл Андреева герцогом Лоренцо. Наружностью и характером писатель напоминал Репину другого близкого ему литератора с трагической судьбой – В. М. Гаршина («Портрет В. М. Гаршина», 1884, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Родственным казалось ему и их творчество, которым оба «продолжали традиции высокой гуманности, свойственные русскому искусству со времен Федотова и Гоголя».

Исполненный в 1904 году портрет свидетельствует о сближении художника и писателя. Репин изобразил Андреева непринужденно сидящим в простой белой рубахе. Лишь голова его написана более детально; крупными мазками намечена зелень на фоне и розовая ручка кресла, несколько ударов кисти передают незамысловатый узор на рубахе. Взгляд писателя направлен вниз, что придает его образу отрешенность и вносит ноту тревожности в спокойное настроение портрета. После натурных сеансов Репин завершал портрет в мастерской, дорабатывая голову. Некоторые критики находили произведение неудачным: «Особенно руки недостойны Репина»; близкий друг живописца критик В.В. Стасов советовал художнику сделать другой портрет писателя.

Всего кисти Репина принадлежат три живописных портрета Леонида Андреева (два другие – «Портрет Л. Андреева (Летний отдых)», 1905, Омский областной музей изобразительных искусств; «Портрет писателя Л.Н. Андреева на яхте», 1912, Тверская областная картинная галерея) и несколько графических изображений, также он проиллюстрировал его повесть «Рассказ о семи повешенных».

Перед нами портрет Леонида Андреева. В первую очередь на картине выделяется одежда человека. Красная рубаха, которая выглядит, как кровавое пятно на фоне зеленой травы. Автор намеренно использует алый цвет, чтобы передать душевное состояние портретируемого. Писатель Андреев был известен, как человек дерзкий, неугомонный. Он воплощал в себе мировой хаос. Кроваво-красная рубаха – отражение его внутреннего мира. Особенно интересно смотрится контраст между красной рубахой, белоснежной лавкой и зеленью на заднем плане. Несмотря на то, что писатель сидит, чувствуется движение, энергия, исходящая от картины.

Отдельно стоит обратить внимание на лицо Андреева. Его взгляд, устремленный вдаль, задумчивый, но недовольный. Видна внутренняя борьба, напряженность. Черты лица Андреева также говорят нам о его сильном, волевом характере – прямой нос, острый подбородок, широкий лоб и сжатые губы. Поза сидящего также говорит нам о драматичности образа. Лицо немного повернуто в бок, руки охватывают всю длину лавки.