Анализ картины Ильи Репина Портрет Антона Рубинштейна - Илья Репин
Анализ картины Ильи Репина Портрет Антона Рубинштейна

Анализ картины Ильи Репина Портрет Антона Рубинштейна

Живописец Илья Репин был известен как большой любитель музыки. Он тонко чувствовал гармонию звуков, восхищался музыкантами, заводил с ними близкую дружбу.

Антон Рубинштейн оказался в числе товарищей русского художника из музыкальных кругов. И Репин не мог как-либо по-иному выразить свое признание таланта этого пианиста и дирижера, кроме как написать его портрет. И. Е. Репин создал целых три полотна с портретом Рубинштейна. Первые два написаны еще при жизни великого композитора, а последнее – самое значительное по признанию автора и поклонников его творчества – после смерти музыканта.

Рассматривая в Самарском художественном музее шедевральный холст «Портрет Рубинштейна», мы понимаем, какое количество работы было выполнено автором. И правда, над полотном шла неустанная работа шесть лет с 1909 года.

Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна (1829-1894) входит в портретную галерею «лучших людей России», создававшуюся основателем Галереи, Павлом Михайловичем Третьяковым с конца 1860-х годов. Портрет исполнен Репиным в его лучшую творческую пору. Именно на 1880-е годы приходится исполнение наиболее значимых произведений живописца.

Портрет Рубинштейна отличает уверенность, мастерство, свобода живописи в сочетании с глубиной проникновения в существо личности портретируемого. Выразительное лицо в обрамлении шапки темных волос выделяется на бордово-красном фоне. Черный цвет сюртука воспринимается в контрасте с белой манишкой и узкой белой полоской края рукава, создавая вместе с фоном, а главное — выражением лица, состояние сосредоточенной внутренней энергии, столь присущей личности выдающегося пианиста, дирижера, композитора, крупного музыкального общественного деятеля.

Не только для художника, но и для композитора 1880-е годы стали временем высокого творческого успеха. В середине этого десятилетия Рубинштейн проводил в России и крупнейших городах Европы цикл «Исторических концертов», в которых он отразил эволюцию фортепианной музыки от ее истоков до современных ему музыкальных сочинений. Его игра была настолько мощной, что ее называли «львиной», а интерпретация произведений отличалась глубиной и неповторимой индивидуальностью.

Репин с особым удовольствием работал над портретом Рубинштейна, восхищаясь богатством и выразительностью его натуры. Художник присутствовал на многих публичных концертах композитора в Петербурге, Москве и Европе. В то же время Репин, большой поклонник музыки, слушал исполнение Рубинштейном отечественной и мировой классики в более интимной обстановке домашних концертов. Есть воспоминания о том, как в эти мгновения художник весь растворялся в музыке и сопереживал каждой музыкальной фразе, исполненной Рубинштейном. В письме к художественному критику Владимиру Стасову Репин отмечал неординарность личности и внешности композитора «на льва похож». Еще несколько раз Репин обращался к изображению Рубинштейна, желая увековечить в своих произведениях эту выдающуюся личность.

Спустя годы Репин исполнил еще два живописных портрета Рубинштейна. Один в 1887 году за дирижерским пультом, второй завершил в 1915, уже после смерти великого артиста, где изобразил музыканта также дирижирующим, в полный рост, на фоне заполненного зрительного зала. Эти портреты — дань уважения и восхищения Репина великим талантом композитора, пианиста и дирижера.

Возможно, Репину прошлые портреты показались недостаточно мастерскими. Или живописца одолевала ностальгия по концертам ушедшего из жизни хорошего друга. В любом случае результат творческого усердия заслуживает высших похвал.

Портрет знаменитого дирижера выполнен в ярких, патетических тонах и контрастах. Он изображен стоящим на дирижерском балконе, пол которого торжественно красный, а колонны забора светятся золотым отливом.

Полностью заполненный людьми зал служит размытым фоном для центральной фигуры композитора. Мужчина зрелых лет воодушевленно и стремительно взмахнул дирижерской указкой. Взгляд его – серьезный и жесткий, погружен в звучащую музыку.

Самого оркестра не видно, да и музыку ведь нельзя услышать от картины. Но виртуозный портретист Репин сумел художественными средствами заставить картину «заиграть». Ощущается вихрь торжественного концерта, его возвышенная атмосфера. Благодаря перенятым у импрессионистов легким, воздушным мазкам картина поет и переливается, звучит вечной музыкой.