Анализ картины Ильи Репина Парижское кафе - Илья Репин
Анализ картины Ильи Репина Парижское кафе

Анализ картины Ильи Репина Парижское кафе

Истинно русский художник И. Е. Репин показывает нам свое видение французской жизни на полотне 1875 г. «Парижское кафе». Двумя годами ранее он получил от Академии право на заграничное путешествие с целью дальнейшего изучения ремесла живописи. По приезде в столицу Франции Репин не был впечатлен классикой, его душу манила настоящая жизнь города и зарождающиеся течения в искусстве.

В Париж Илья Репин приехал в 1873 году вместе с семьей. Ни город, ни люди, ни местная жизнь художнику не нравились, хотя через пару месяцев пребывания здесь неприятные впечатления о французской столице стали стираться из памяти. Вскоре Репин нашел себе мастерскую, по-другому взглянул на европейскую культуру и стал работать над «Парижским кафе».

Когда картина была готова, Илья Репин выставил ее на Парижской выставке. Подобное поведение было нонсенсом для общества русских художников. Участвовать в выставке живописцу, который выехал за границу, было запрещено. Нетрудно догадаться, как были возмущены соотечественники великого живописца.

Возмутительным было не только участие в выставке. Содержание картины также подверглось критике. Репину ставили в упрек отсутствие национальной темы. Художник, который написал эмоциональную картину «Бурлаки на Волге», вдруг демонстрирует богемную жизнь парижского общества, вызвал непонимание со стороны коллег и тех, кто интересовался живописью.

На создание «Парижского кафе» у Репина ушел год. Изначально, приехав в Париж, он хотел писать полотно «Садко». Но богемная жизнь французов, знакомство с творчеством Мане и других импрессионистов вдохновили живописца на совершенно другую работу.

Особенность «Парижского кафе» Ильи Репина заключается в том, что она писалась с натуры. Репин нанимал моделей и с упоением создавал этюды с их участием. Правда, это было слишком дорогим удовольствием. Великий художник в письмах Третьякову постоянно жаловался на нехватку денег. Ему нередко приходилось выжидать момент, когда появятся средства и он сможет нанять очередную модель.

Репину позировали певица Анна Жюдик, художник Жан-Леон Жером, поэт Катюль Мендес и другие именитые люди Парижа. Разнообразие лиц придало картине историческую ценность — почти в каждой фигуре угадывается человек, который был хорошо известен французской богеме. За все время к «Кафе» было написано 12 этюдов, большая часть которых осталась за границей.

В 1875 году Репин выставил картину в Салоне. Но среди сотен других работ, полотно осталось не замеченным. У художника не было связей, благодаря которым его труд удостоился бы почетного места, а не затерялся под потолком, где сложно что-либо разглядеть. Через несколько дней «Парижское кафе» заинтересовало одного американца. Но сделка не состоялась, потому что художник запросил большую сумму.

Забрав полотно с выставки, Репин вносил в него изменения. Поверх главной дамы с зонтиком, которая выделялась гордым взглядом, он написал другую женщину, чей облик лишен гордости и чувства превосходства.

Почти 40 лет «Парижское кафе» пылилось в мастерской автора, заставленное другими его работами. В 1916 году его согласился купить Монсон, коллекционер из Швеции. Так картина оказалась в частных руках, и до 2011 года ее никто не видел. Именно в этом году ее выставили на продажу. В результате торгов «Парижское кафе» Ильи Репина стало одним из самых дорогих произведений живописи среди русских художников. За нее отдали более 7 млн долларов.

Так случилось, что приезжий Репин был здесь первым, кто создал импрессионистскую сцену отдыха в кафе, намного позже за ним последовали Ренуар, Моне и другие выдающиеся творцы эпохи. «Парижское кафе» – многофигурная картина, в центре которой – одинокая дама в черном. Если для современного человека ничего удивительного в этой особе замечено не будет, то даже для довольно либерального Парижа XIX века она воплощает провокацию, двусмысленность и дерзость приличному обществу. Именно поэтому женщина так притянула внимание остальных посетителей.

Справа написаны две фигуры в полный рост: в сером костюме, скорее всего, коренной парижанин – уверенный, довольный, он с лукавой усмешкой подкручивает ус; под руку с ним следует английский джентльмен, даже открывший рот от небывалой смелости женщины. Занятой официант чуть не сворачивает шею, глядя на фривольную особу. Ближе всех сидящий к ней семейный человек ожидающе наблюдает. Остальные отдыхающие мирно заняты текущими делами: читают, трапезничают или беседуют.

Репин подготовил прежде эскизы, женщина в черном на них изображалась как «кокотка», играющая с зонтиком или как привставшая со стула особа в ожидании кого-то. Дерзкий, горделивый вид героини показался художнику слишком неприемлемым, и он заменил его на более скромный облик с опущенными глазами. Уже ближе к современности верхний слой был скопирован и снят – нам предстал первоначальный вариант колоритного, театрального и свободного Парижа.