Истинно русский художник И. Е. Репин показывает нам свое видение французской жизни на полотне 1875 г. «Парижское кафе». Двумя годами ранее он получил от Академии право на заграничное путешествие с целью дальнейшего изучения ремесла живописи. По приезде в столицу Франции Репин не был впечатлен классикой, его душу манила настоящая жизнь города и зарождающиеся течения в искусстве.
В Париж Илья Репин приехал в 1873 году вместе с семьей. Ни город, ни люди, ни местная жизнь художнику не нравились, хотя через пару месяцев пребывания здесь неприятные впечатления о французской столице стали стираться из памяти. Вскоре Репин нашел себе мастерскую, по-другому взглянул на европейскую культуру и стал работать над «Парижским кафе».
Когда картина была готова, Илья Репин выставил ее на Парижской выставке. Подобное поведение было нонсенсом для общества русских художников. Участвовать в выставке живописцу, который выехал за границу, было запрещено. Нетрудно догадаться, как были возмущены соотечественники великого живописца.
Возмутительным было не только участие в выставке. Содержание картины также подверглось критике. Репину ставили в упрек отсутствие национальной темы. Художник, который написал эмоциональную картину «Бурлаки на Волге», вдруг демонстрирует богемную жизнь парижского общества, вызвал непонимание со стороны коллег и тех, кто интересовался живописью.
На создание «Парижского кафе» у Репина ушел год. Изначально, приехав в Париж, он хотел писать полотно «Садко». Но богемная жизнь французов, знакомство с творчеством Мане и других импрессионистов вдохновили живописца на совершенно другую работу.
Особенность «Парижского кафе» Ильи Репина заключается в том, что она писалась с натуры. Репин нанимал моделей и с упоением создавал этюды с их участием. Правда, это было слишком дорогим удовольствием. Великий художник в письмах Третьякову постоянно жаловался на нехватку денег. Ему нередко приходилось выжидать момент, когда появятся средства и он сможет нанять очередную модель.
Репину позировали певица Анна Жюдик, художник Жан-Леон Жером, поэт Катюль Мендес и другие именитые люди Парижа. Разнообразие лиц придало картине историческую ценность — почти в каждой фигуре угадывается человек, который был хорошо известен французской богеме. За все время к «Кафе» было написано 12 этюдов, большая часть которых осталась за границей.
В 1875 году Репин выставил картину в Салоне. Но среди сотен других работ, полотно осталось не замеченным. У художника не было связей, благодаря которым его труд удостоился бы почетного места, а не затерялся под потолком, где сложно что-либо разглядеть. Через несколько дней «Парижское кафе» заинтересовало одного американца. Но сделка не состоялась, потому что художник запросил большую сумму.
Забрав полотно с выставки, Репин вносил в него изменения. Поверх главной дамы с зонтиком, которая выделялась гордым взглядом, он написал другую женщину, чей облик лишен гордости и чувства превосходства.
Почти 40 лет «Парижское кафе» пылилось в мастерской автора, заставленное другими его работами. В 1916 году его согласился купить Монсон, коллекционер из Швеции. Так картина оказалась в частных руках, и до 2011 года ее никто не видел. Именно в этом году ее выставили на продажу. В результате торгов «Парижское кафе» Ильи Репина стало одним из самых дорогих произведений живописи среди русских художников. За нее отдали более 7 млн долларов.
Так случилось, что приезжий Репин был здесь первым, кто создал импрессионистскую сцену отдыха в кафе, намного позже за ним последовали Ренуар, Моне и другие выдающиеся творцы эпохи. «Парижское кафе» – многофигурная картина, в центре которой – одинокая дама в черном. Если для современного человека ничего удивительного в этой особе замечено не будет, то даже для довольно либерального Парижа XIX века она воплощает провокацию, двусмысленность и дерзость приличному обществу. Именно поэтому женщина так притянула внимание остальных посетителей.
Справа написаны две фигуры в полный рост: в сером костюме, скорее всего, коренной парижанин – уверенный, довольный, он с лукавой усмешкой подкручивает ус; под руку с ним следует английский джентльмен, даже открывший рот от небывалой смелости женщины. Занятой официант чуть не сворачивает шею, глядя на фривольную особу. Ближе всех сидящий к ней семейный человек ожидающе наблюдает. Остальные отдыхающие мирно заняты текущими делами: читают, трапезничают или беседуют.
Репин подготовил прежде эскизы, женщина в черном на них изображалась как «кокотка», играющая с зонтиком или как привставшая со стула особа в ожидании кого-то. Дерзкий, горделивый вид героини показался художнику слишком неприемлемым, и он заменил его на более скромный облик с опущенными глазами. Уже ближе к современности верхний слой был скопирован и снят – нам предстал первоначальный вариант колоритного, театрального и свободного Парижа.