Величие Репина как художника неопровержимо и не требует доказательств. Список полотен мастера можно перечислять бесконечно – настолько он огромен.
В 1876 году большое разнообразие сюжетов в личной коллекции художника пополнилось одной небольшой, но очень примечательной картиной «На дерновой скамье».
На картине Репина На дерновой скамье изображен жаркий день и его многочисленная семья, укрывшаяся от солнечных лучей в тени деревьев. Интересно, что Репин не старался корректировать отношение героев картины к позированию.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Внимание художника тяготит их. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина — жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) — принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя — дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Декорацией сюжета картины выступает жаркое лето, сдобренное буйной зеленью, что придает работе атмосферу беззаботного отдыха и тихого семейного счастья.
Заметно, что кто-то недоволен, тем, что является объектом для кисти художника. Кто-то относится снисходительно и даже иронично. А детей вовсе не занимает этот процесс – они его попросту не замечают и ведут себя беспечно и естественно.
Яркие цвета, которыми заполнено все свободное место на полотне, летняя зелень – навевают ощущение радости, восторга и спокойствия.
Со стороны не обывателя, а исследователя, картина не просто кипит радостными нотами, но и умело сплетает несколько стилей, которыми Репин виртуозно научился пользоваться во время обучения во Франции. Особенно ярко просматривается импрессионизм, но умело обработанный особой репинской техникой письма.
Таких удачных работ как «На дерновой скамье» у мастера было множество. Интересно, что сам Репин не придавал большого значения такого рода полотнам, считая, что в них нет пути его развития, как великого художника.
Скорее, это было развлечение, отдых, а не сама работа. Критики того времени были не совсем согласны с художником. Периферийное его творчество ценилось не меньше шедевральных полотен великого русского художника всех времен.
Много позже, когда Репин умер, Бенуа писал о нем не только как о неподражаемом художнике, мастере, но и как, о человеке великой души, которому он благодарен.