Анализ картины Ильи Репина Возвращение с войны - Илья Репин
Анализ картины Ильи Репина Возвращение с войны

Анализ картины Ильи Репина Возвращение с войны

Автор многих знаменитых на весь мир полотен, русский гений Илья Репин в 1877 году создал очередной шедевр жанровой живописи. Работа названа «Возвращение с войны». На ней взору зрителей предстает многофигурная композиция с глубоким социальным подтекстом.

Центральная фигура – молодой солдат, с широкой улыбкой и задором рассказывающий своим удивленным деревенским слушателям военные байки.

В картине можно заметить ироническое и даже обличительное отношение автора к поведению вояки. Парень вернулся в родное село с легким ранением: забинтован лоб, подвязана к шее правая рука. В облике юноши заметно довольство собой, его раскованная развязная поза заставляет робеть односельчан.

Глядя на данную картину, хочется оказаться в центре всех событий, чтобы лично узнать, о чем же с такими эмоциями рассказывает солдат, вызывая столь различную реакцию своих слушателей. Скромный внешний вид нарисованных на знаменитом полотне людей и сумрачная обстановка избы дает нам возможность, как можно ближе прочувствовать атмосферу сурового послевоенного времени. Но светлые улыбки на лицах людей делают эту атмосферу радушной и оживленной, отвлекая от временного пространства происходящей истории.

Скромная женщина, которая стоит за стеной комнаты, не привлекая к себе внимания, тихонько скорбит по погибшим. Эти смелые люди пали на жестокой войне, откуда удалось вернуться живым этому радостному солдату. Великому русскому гению, автору многих знаменитых полотен и просто истинному мастеру своего дела, Илье Репину, удалось передать всю ту необычную атмосферу, эмоциональность картины, уникальность каждого героя, довести до нас всю сущность и непростую жизненную ситуацию, которая отражена на полотне.

Солдатские байки огорчают находящихся в избе женщин. Мужчины реагируют по-разному: юноша от удивления открыл рот, зрелые и пожилые мужики с интересом вслушиваются. Сурового вида усатый мужчина даже закурил папиросу. Так и хочется стать участником показанной сценки, чтобы услышать так всполошивший всех рассказ.

Репин написал бытовую историческую живопись в стиле реализма. Простые, нечищеные одежды людей достоверно передают состояние народа в послевоенное время. Убранство избы скромное и мрачноватое. Но светлые эмоции радости и оживления собравшихся здесь людей отвлекают внимание от неприметной обстановки, раскрашивая атмосферу холста яркими красками.

В дальнем углу будто спряталась женщина в черном облачении. Ее не привлекает происходящее в доме. Мать или чья-то жена проникнута горем – она оплакивает погибших, тех, кто не вернулся подобно этому радостному солдату.

Русский живописец вновь поразил мастерством создания жанровой сцены, где все герои носят индивидуальные черты и поглощены различными чувствами.