Анализ картины Густава Климта Поцелуй - Густав Климт
Анализ картины Густава Климта Поцелуй

Анализ картины Густава Климта Поцелуй

Самая известная работа Густава Климта – картина Поцелуй, написанная в «золотой» период его творчества. Названия периода связано не только с наивысшим расцветом творчества живописца, но, главным образом, с колористическими особенностями стиля, мастер широко стал использовать в своих работах золотой цвет как собственно краску, так и настоящее сусальное листовое золото.

До этой поры мотив поцелуя уже на раз «мелькал» в творчестве Климта, но в этой работе он достиг своего апогея. Автор трактует поцелуй как некий символ, демонстрирующий единение мужчины и женщины, мужского и женского начала.

Сегодня исследователи считают, что натурщиками для этой всемирно известной картины выступили сам художник и его возлюбленная Эмилия Флёге, с которой вечный холостяк Климт состоял в долгих, сложных отношениях. Именно её имя он произнёс, сражённый инсультом, и это было его последним словом.

Однако существует и иная история написания, которую можно смело отнести к легенде. Справедливости ради, вспомним и её. Некий граф заказал у художника картину, где бы он был запечатлён со своей возлюбленной в страстном поцелуе. Также он передал Климту медальон с портретом любимой. Художник принялся за работу, и вскоре смог предоставить её на суд графу. Полотно невероятно понравилось графу, но он не удержался от вопроса, почему на картине их уста так и не соединились в поцелуе. Климт парировал – он хотел изобразить атмосферу желания и страсти, которая вот-вот толкнёт любимых в объятья. Картина пришлась по душе и заказчику, и его любимой. Уже в скором времени они уезжали в свадебное путешествие. Некоторые биографы вспоминают, что позже Климт якобы раскрыл секрет этого «недопоцелуя» — работая с медальоном, художник сам влюбился в юную девушку, и незавершённый поцелуй явился маленькой местью, вызванной чувством ревности к удачливому графу.

Неслучайно «Поцелуй» стал самым знаменитым произведением художника, ведь картина сосредоточила все основные знаковые элементы композиции, свойственные почерку мастера. Цветочные луга мы встречаем в пейзажных работах автора, сложный прихотливый орнамент является лейтмотивом подавляющего числа зрелых работ, а позолотой Климт особенно увлёкся в последние годы творчества.

На краю скалы, усеянной мелкими цветами, стоят двое влюблённых, купаясь в ареоле своего эротического счастья. Для них мир остановился, съёжившись до размера этого вот цветочного уступа, где они предаются интимному моменту. Золотые одеяния сливают их в единую фигуру, и лишь разность орнаментов позволяет визуально отделить одну фигуру от другой.

Мужчина имеет ярко выраженную главенствующую функцию – он возвышается над возлюбленной, одновременно защищая и доминируя. Коленопреклонённая поза девушки демонстрирует нам подчинённое состояние, хотя и сам мужчина также стоит на коленях.

Несмотря на интимность момента, у зрителя не возникает ощущение подглядывающего – герои ни от кого не прячутся. Их образ характеризуется каким-то неподвластным простым смертным космическим состоянием, где существуют только они, погружённые друг в друга.

Картина была принята публикой с большим воодушевлением, и куплена ещё до окончания первой выставки. Сегодня она находится в Вене, и кроме галереи Бельведер её можно лицезреть…повсюду. Восхитительный «Поцелуй» Густава Климта смотрит на вас с витрин в виде репродукций, оказывается в руках в виде открыток, украшает все сувенирные лавки и печатную продукцию, преследует и завораживает своим магическим великолепием.

Россия также не смогла устоять перед блеском этой работы, и сегодня о климтовском «Поцелуе» напоминают скульптурные композиции в Ораниенбауме и на Елагином острове в Санкт-Петербурге.

Произведение искусства Климта под названием ”Поцелуй” является не только лучшей картиной из всех произведений этого живописца, но и также является значительным и уникальным живописным полотном, которое было создано в двадцатом веке.

Исполнение ста лет картины является отличным поводом подумать о том, что же может придать нам, потомкам, полное право придать произведению в честь этого юбилея уверенное утверждение: да, это, действительно то произведение, которое по праву заслужило звание настоящего мирового шедевра среди множества не менее интересных и знаменитых работ мировом искусстве.

Когда Климт в сорок шесть лет написал это произведение, он являлся достаточно зрелым, энергичным и в тоже время получившим успешность среди огромной численности талантливых живописцев. Это произведение является очень узнаваемой и характерной для художника работой. Пожалуй, в этой работе невозможно найти мотивы, которые не встречались в прошлых работах живописца.

Изображение на картине лугов, усеянных маленькими цветочками уже знакомы нам из его прежних пейзажей. Изображение почти такой же головы, как в ”Поцелуе”, склоненной женской головы с закрытыми глазами видно в произведении ”Три возраста женщины”.

Вся ключевая особенность ”Поцелуя” заключается далеко не в новинке, а в присутствии гармоничного согласования каждого мотива, доведенного до пластических и смысловых совершенств, которые подчеркивают высшую степень ясности и законченности.

В первую очередь зрителя удивляет сияющее золото. Присутствие золотых капель фона и ниспадающих золотых тканей, золота стебельков и листочков занимает около семидесяти процентов всего полотна этого по своему феноменального и в тоже время успевшего получить знаменитость во всем мире произведения.