Анализ картины Франческо Хайеса Поцелуй - Мировые шедевры
Анализ картины Франческо Хайеса Поцелуй

Анализ картины Франческо Хайеса Поцелуй

Хайес – родом из Франции, был воспитан не родной матерью, а своей родной тетей. С отрочества тяготел к рисованию. Это подтолкнуло его дядюшку отправить юного Франческо в подмастерья к реставратору. Через некоторое время становится учеником Францеско Маджотто. На позиции ученика он провел три года.

Картина «Поцелуй» Франческо Хайеса была создана в 1859 году. Жанр выполнения – итальянский романтизм. Живописцем было написано дополнительно три копии данной картины. Две из них на сегодняшний день находятся в частных собраниях. Третья копия (молодая девушка изображена на ней в платье белоснежного цвета) написана для семьи Мюлиус в 1861 году. В 2008 году она была продана с аукциона Sotby`s в Великобритании.

На создание живописных полотен его вдохновляли исторические, мифологические и религиозные сюжеты, а также литературные произведения («Седьмой крестовой поход на Иерусалим», «Руфь», «Ромео и Джульетта», «Нимфы», «Одиссей во дворце Анкилоя»). Хайес был известен и как превосходный портретист. Он писал портреты многих известных людей, и они считали честью удостоиться его кисти.

Картину «Поцелуй» Хайес написал в 1859 году в духе итальянского романтизма. Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» не раз вдохновляла художника. Помимо этого литературного произведения повлиял на сюжет картины и роман Алессандро Мандзони «Обручённые». Ко всему этому отношения между Италией и Францией складывались таким образом, что сюжет картины мог стать политической аллегорией.

Хайес полагал «Поцелуй» знаковой работой. В ней он видел симбиоз вполне земной любви и возвышенного патриотизма. Художник работал над «Поцелуем» на фоне решающих политических событий. В июле 1858 года состоялось секретное соглашение в Пломбьере между Францией и Сардинским королевством, в декабре оно было подкреплено Туринским договором. Результатом этих дипломатических шагов должно было стать создание северо-итальянского государства, которое станет оплотом единства нации. Кроме того, договор предполагал брак дочери короля Сардинии и кузена императора Франции.

Картина и была представлена публике после встречи в Милане короля Сардинии и императора Франции, которые одержали общую победу над австрийскими войсками при Сольферино.

Если рассматривать полотно в ключе политической аллегории, то многое становится понятным. На переднем плане страстно целуются двое юных влюблённых. Их одежда и особенности архитектурной среды говорят о Средневековье. Пара очень напоминает Ромео и Джульетту. Однако на современность картины указывает новая система изображения, а в цвете одежды героев картины (красный, голубой) явно содержится намёк на договор между Францией и Сардинией, вытекающее последствие которого — зарождение объединённой Италии.

Картина сама по себе великолепна. В ней содержится таинственность, страсть, интрига. Юные любовники, в чувствах которых весь пыл первой страсти, встретились тайно. Поцелуй — на острие ножа. Она — светловолосая, в нежно-голубом платье, он — яркий брюнет с пышными волосами, выбивающимися из-под охотничьей шапки с пером, в накидке и красных гетрах.

На героев падает свет с левой стороны картины, вероятно из окна, но высокие своды замка сумрачны. В стене, прямо над влюблёнными, мрачно чернеет окно. Они стоят в просторном коридоре, справа от них три ступени, ведущие, очевидно, в зал. Слева — поворот за угол и лестница ведущая вниз. На лестнице виден тёмный силуэт немолодой женщины. Она спускается, стараясь быть незамеченной. Можно только догадываться, кто она и какую роль играет.

Сюжет картины очень интересен, даёт пищу для фантазии. Написано так, что чувствуется прохлада замка, жар поцелуя и слышатся торопливые шаги в гулкой тишине.

Автор считал данную картину самой важной из всех своих полотен. В ней удалось совместить романтизм, натурализм, который присущ итальянскому региону того времени, привлечь внимание к любви. Пара, которая изображена на картине, олицетворяет Ромео и Джульетту. Франческо Хайес пытался показать, как возрождается итальянская нация, объединить в картине любовь к родине и к человеку.

В картине присутствуют элементы символизма. Взглянув на одежду мы можем сразу определить эпоху – это Средние века. Однако иконография полотна говорит нам о том, что написана она в современном мире. Цвета, которые использовал живописец, прозрачно как бы намекают нам на Пломбьерский пакт (Италия-Франция), который известен благодаря рождению итальянской нации.