Густав Климт был знаменитым художником-модернистом. Его произведения объединяют в себе элементы многих направлений: ювелирного дела, классицизма, символизма, модерна, фотографии, искусства Античности, импрессионизма, Византийской мозаики, древне-восточной живописи, Японского искусства, фовизма.Художественный̆ язык этих стилевых направлений, входящих в произведения Климта, ориентирован на отказ от изображения предметов наличного бытия, выход в сферу беспредметного – духовного.
Произведение «Три возраста женщины» Густава Климта лучше всего иллюстрирует живописные особенности великого модерниста. На пестром фоне изображены фигуры трех женщин: маленькой девочки, молодой девы-матери и безобразной старухи. Все они объединены фаллическим символом. Орнаменты на фоне также имеют символическое значение: круги с точкой в центре обозначают женское детородное начало. Круги вокруг молодой женщины большие и яркие, словно распустившиеся цветы – это подчеркивает ее фертильность, плодородность. А орнамент вокруг пожилой женщины больше напоминает засохшие сжавшиеся бутоны – ее женское начало угасло.
Судя по внешнему сходству, изображенные могут быть как бабушкой, матерью и дочкой, так одной женщиной в разных ипостасях. При этом, юных дев художник изображает в блаженном слиянии, тогда как старуха отделена от них и стыдливо прикрывает лицо. Тем самым автор подчеркивает, что первая фаза жизни несет с собой множество возможностей и изменений, тогда как заключительная является вечным противостоянием смерти.
С помощью отрешенного выражения лица художник подчеркивает отстранение женщины, нахождение ее в ином пространстве, в ирреальном, духовно и мысленно постигаемом. При этом эмоции находятся на пределе, на грани экстаза.
Немаловажно золотое свечение, исходящее от картины: в совокупности с символичной обнаженностью женских тел (визуализирующих эротическое влечение) золото также является символом эротической̆ энергии.
Полотно обладает магической привлекательностью, обнажая всю суть женского естества.
Густав Климт не раз обращался к женской тематике. Его волновал внутренний мир женщины, о чём может свидетельствовать предшественница картины «Три возраста женщины» – полотно «Любовь». В своей необычной картине, художник попытался затронуть максимально широкую тематику – психологическое состояние женщины в разные возрастные категории.
Климт условно разделил всю жизнь женщины на три периода: юность, зрелость и старость. Художнику удалось объединить, казалось, невозможное – жизнь и смерть, проведя между ними тонкую соединяющую нить. Поэтому картина у зрителей вызывала самые разные чувства – радость, сожаление, грусть и веселье.
Детская фигура символизирует беззаботный период в жизни девушки, когда она купается в ласке и ещё не вкусила горя женской судьбы. Стилизованный образ взрослой женщины обращает внимание на её зрелую красоту и материнские инстинкты – она прижимает ребёнка (то есть, себя) к своей груди с заботой. Рядом стоит уже пожилая, сгорбившаяся женщина, выступившие вены на её руках свидетельствуют о том, что она проработала немало дней в своей жизни на тяжёлой работе.
В противопоставлении двух образов наблюдается некий символизм – молодая женщина, наслаждающаяся своей жизнью, изображается с поднятой головой. Старушка, наоборот — с опущенной головой, символизирующая смирение и понимание своей участи.
Общество картину приняло по-разному: кто-то высказывался против эротического содержания картины (таких немного), а кто-то указывал на её отсутствие, ведь интимные зоны прикрываются обнажёнными телами и необычной тканью, похожей на вселенную. Если присмотреться к картине, то никакой эротики там нет, она излучает энергию и свет, с одной стороны, и смертельное дыхание, с другой стороны. Одним словом, картину каждый понимает по-своему, в принципе, как и все работы Климта.