Анализ картины Густава Климта Маковое поле - Густав Климт
Анализ картины Густава Климта Маковое поле

Анализ картины Густава Климта Маковое поле

Это маковое поле создано Климтом с фотографии (он крайне редко писал природу с натуры) во время загородного отдыха в Лицльберге, неподалёку от озера Аттерзе.

Пейзаж был приурочен к Венской художественной выставке следующего же года, и написан под впечатлением от творчества импрессионистов и пуантилистов. К этому времени художник уже вошёл в свой «Золотой» период – крайне короткий, но спустя время полюбившийся общественности больше всего.

Неслучайно «Маковое поле» может вызывать ощущение тревоги – оно, как и упоминалось выше, написано в пуантилистской манере, из-за чего с первого взгляда композиция смешивается настолько, что кажется нереальной. Но если дать Климту шанс и всмотреться в холст, то постепенно начнут проявляться очертания фруктовых деревьев и цветущего поля.

С каждым годом живописец даровал своим пейзажам всё больше «слоёв» и своеобразной перспективы, но к отображению света так и не обращался, что прекрасно заметно по этой работе. Она же является и исключением среди творчества Климта: здесь изображён кусочек неба, которого Климт старательно избегал, отдавая предпочтение высокой линии горизонта.

Чисто пуантилистским «Маковое поле» при этом назвать нельзя. Художник хоть и обращается к мелким и точечным мазкам на дальних планах, на переднем он вполне чётко прописывает бутоны ромашек, васильков, фиалок и, разумеется, главных героев картины – маков. Они словно живы и обладают своим характером, успешно отбирая пространство у прочих полевых цветов, перетягивая на себя всё человеческое внимание.

За эффект беспокойства во многом отвечает выбранная Густавом Климтом цветовая гамма — абсолютно противоположные красные и зелёные краски. Он использует невероятное количество успокаивающих и неподвижных зелёных оттенков и очень продуманно размещает их для создания эффекта мозаики. В эту гармонию вмешиваются красные маки, наполненные энергией и движением, несмотря на то, что традиционно эти цветы ассоциируются со сном.

Можно предположить, что на «Маковом поле» художник экспериментировал, ведь в более знаменитых изображениях людей он также часто будет обращаться к использованию гаммы одного цвета, лишь разбавляя её другими контрастными красками.

Хоть пейзажи и не принесли Густаву Климту большой известности, они всё ещё являются значимой частью его творчества, в которой он находил отдушину.

Маковое поле Густава Климта написано не на заказ за деньги, в отличие от большинства портретных работ художника, а потому в нём гораздо проще обнаружить его внутренний мир, если ненадолго остановиться и позволить себе чувствовать.

Почитатели его творчества уже было привыкли к его необыкновенно красочным панно, но тут пейзаж и крайне красивый. Мак – это цветок сна и любви. Его алый цвет всегда говорит нам о яркости и мимолётности любви и её стремительного полёта в жизни человека.

А то, что мак способен усыплять сознание известно ещё с древних времён.

Климт, чуть ли не впервые обратился к пейзажу, но зато как красиво получилось. Смотрите-ка сколько тут разных цветков, но доминирует именно мак. Он не даёт проявить себя полевым ромашкам или василькам, или фиалкам. Он над ними, как король над своими подчинёнными и даже кустарники, которые изображены с двух сторон, не способны оттеснить красоту цветков.

Климт осознанно рисует только поляну с маками и практически не обращает внимание на небо и горизонт. А зачем? Главное – маки!

Климт здесь немного пожертвовал своим стилем, совсем немного, но всё же «ковровость» из цветков осталась. Вспомните его «Поцелуй». Там ведь сразу и не поймёшь, что к чему, потому что всё затмевает великолепный цветочный орнамент на плаще мужчины. Тут, на этом полотне, тоже самое. Всё затмевает цветочный живой орнамент из маков и других красот поляны.

Получается как бы дорожка из цветков, которая начинается прямо с переднего края полотна, а заканчивается где-то там глубоко внутри картины.

Вот кстати, ещё одна несхожесть этой работы с другими – здесь он пишет на перспективу. Здесь всё рассчитано на расстояние и угол зрения публики. Но полотно действительно настолько реалистично, что так и хочется принюхаться и уловить чарующий запах лесной или садовой поляны.

Ведь маки сами по себе не пахнут, отсутствие у них запаха прекрасно может компенсировать остальное «население» поляны. И всё же цветовая гамма, выбранная им верна: зелёный и красный цвета создают ощущения покоя и радости. Наверно поэтому на это полотно всегда приятно смотреть.