Анализ картины Густава Климта Музыка - Густав Климт
Анализ картины Густава Климта Музыка

Анализ картины Густава Климта Музыка

Год создания картины – 1895-й. Г. Климт стоит на пороге создания им Сецессиона – организации, в которую войдут его единомышленники. Они так же, как и Густав разделяли его взгляды и были увлечены модернизмом. Это произойдет через два года – в 1897-м, а еще через три – в 1900-м – Климт окажется в центре скандала, когда его первые работы в стиле символизма – «Медицина», «Юриспруденция» и «Философия» – выполненные на плафонах Венского университета – потрясут закостенелые устои в живописи. Какие только обвинения не пришлось выслушать художнику, но он продолжал и дальше работать в том же направлении. Как результат – не только Австрия, но и весь мир обрел в лице Густава Климта нового гения.

Первая «Музыка» еще не в полной мере отражает складывающееся в мышлении видение окружающего Г. Климта мира. Первая потому, что впоследствии были созданы еще две картины с аналогичным названием. Античные мотивы были популярны не только в творчестве Г. Климта. Поэтому изображение играющей на лире девушке, в облике которой видны приметы Древней Греции, вполне созвучно XIX-му веку. В то же время на музыкантше надето платье современного покроя. Волосы также уложены в том же стиле. Она словно посланница из прошлого в будущее, которые связывает вечная музыка. Парящие в пространстве шарики и есть материализация звуков. Это ноты, которыми наполнено пространство.

Слева за девушкой – демон Силен, олицетворяющий музыку и плодородие, а справа – Сфинкс – вечное таинство и загадочность. Неподчинение окаменевшим взглядам, избавление от них с обретением личной свободы – возможно, что именно это хотел передать в картине Г. Климт, который предоставлял право каждому выстроить свой сюжет. Контрастные темно-синие и золотисто-бежевые тона подчеркивают вечность музыки и бренность короткой человеческой сущности.

Идея синтеза приемов музыки, живописи и литературы пронизывает все творческие практики символизма, к которому обращались многие деятели искусства эпохи рубежа веков. Сия участь не минула и австрийского художника Густава Климта, в картинах которого («Музыке» 1895 года, цикле «Бетховенский фриз») отчетливо прослеживается интерес к искусству как некоторому средству пересоздания, эволюции мира.

«Музыка» Густава Климта изображает играющую на лире молодую гречанку, в облике которой угадываются черты современной Климту жительницы Вены. Контрастность – главная композиционная черта этого полотна. Ее можно усмотреть, например, в намеренном противопоставлении темного платья девушки и яркого облика инструмента. В свою очередь, картинное пространство, на котором запечатлена гречанка в окружении причудливых узоров, издалека напоминающих ноты, входит в контраст с подчеркнутой пустотой остальных планов. По обе стороны находятся каменные изображения демона плодородия Силена и Сфинкса.

Образ последнего можно толковать по-разному, например, как указание на творческую свободу художника. Это утверждение было особенно близко Климту. И каменные изваяния, и лира, известный символ бога Аполлона, покровительствовавшего искусству, отсылают к эпохе Античности. Именно она, по мнению символистов, таит в себе нераскрытые ресурсы, способные обновить современное искусство, но для этого требуется какой-то новый незаезженный взгляд на эпоху, когда человеческая мысль находилась еще в колыбели. Возможно, это и подразумевал Климт, специально сопоставляя в картине современный и античный миры.

Несмотря на то что «Музыка» относится к ранним произведениям художника, в ней уже проявляются черты зрелой манеры Климта: использование двухмерного пространства, специфической цветовой гаммы. Это создает непередаваемое ощущение запредельности, нереальности изображения, которое так влечет к полотнам этого художника.