Анализ картины Густава Климта Портрет Адели Блох Бауэр I (Золотая Адель) - Густав Климт
Анализ картины Густава Климта Портрет Адели Блох Бауэр I (Золотая Адель)

Анализ картины Густава Климта Портрет Адели Блох Бауэр I (Золотая Адель)

Картина «Золотая Адель» Густава Климта имеет интересную и достаточно трагичную историю. Художник изобразил портрет женщины на заказ ее мужа. Однако, важным фактом является то, что эта женщина была тайной любовью автора. Картина выглядит очень помпезно, украшена настоящим золотом и серебром, что показывает отношение автора к натурщице. Художник, при написании этой картины не преследовал какой-то цели, поэтому работа не имеет особо какой-то задумки. Однако, именно изображение женщины, которая переживала такую любовную дилемму — стала символом силы и слабости в одном лице.

Густав Климт — знаменитый австрийский художник, которого иногда называют основоположником модернизма на его родине. Он был признан мировым мастером изображения женского тела. Одна из самых известных картин Климта — «Поцелуй», но есть не менее завораживающее полотно «Портрет Адели Блох-Бауэр I», или же «Золотая Адель», но некоторые называют работу «Женщина в золоте».

История создания

История картины наполнена множеством человеческих чувств, в ней есть как любовь, так и ненависть, которую породила месть за измену. За этой картиной стоит кровожадное жертвоприношение и погоня за любовью. Сам Густав Климт был героем этой истории — ему выпала нелегкая доля полюбить роковую женщину Адель Блох-Бауэр, которой и была позже посвящена эта картина.

1904 год стал точкой невозврата и временем, когда в голове Фердинанда Блох-Бауэра зародилась мысль, благодаря которой и появилась на свет живописная картина Адели Блох-Бауэр — его жены. В то злополучное время случилась трагедия — Адель завела роман с молодым художником Густавом Климтом.

Ее любовь была настолько окрыленной, будто бы она и забыла, что была замужем за другим мужчиной. А в семьях австрийской еврейской диаспоры браки значили многое. Они заключались навечно, были чем-то большим, чем просто формальность. Брак был одобрен родителями как Адели, так и Фердинанда. Отец девушки долго искал мужчину, который был бы достоин его дочери, об этой свадьбе знал весь город, но, к сожалению, все закончилось трагично. Весь город так же обсуждал и бурный роман Адели с художником.

Фердинанд терзал себя, в его голову пробирались страшные мысли о том, что нужно отомстить девушке. Сперва он хотел ее убить, но это было не принято у его народа, а разводиться не позволяли обычаи брачных союзов. Спустя несколько ночей его будто бы осенило: он должен разъединить влюбленных так, как это делали в древности индейцы.

Ему нужно было сделать так, чтобы они возненавидели друг друга так же сильно, как раньше любили. Фердинанд был уверен, что художник не протянет долго. Ему нужно менять натурщиц и картину перед глазами, иначе его шедевры поблекнут, как и он сам. Девушка будет вынуждена наблюдать и страдать, как любовь ее любовника угасает на глазах.

Мысль заключалась в том, чтобы заказать у Климта портрет Адели. Но все не так просто: Фердинанд хотел увидеть перед этим целых 100 эскизов, чтобы художник рисовал, пока его не станет воротить от одного вида девушки. За этим стоял серьезный контракт, чтобы ни при каких условиях Климт не смог отказаться от работы. Так и украсил полотно образ Адели Блох-Бауэр — женщины в золотом.

История картины довольно трагична, но такие события придали ее живой вид и наделили ее чувствами. Многие заявляют, что взгляд девушки вызывает сочувствие за ее страдания из-за любви. Это слабая женщина, которая не смогла отказаться от чувств и предала своего мужа, но сильная настолько, что смогла справиться с такими испытаниями.

Сюжет картины

Сам художник, когда писал эту картину, не преследовал какой-то цели, поэтому работа не имеет какой-то задумки. Она была написана из-за щедрого гонорара. Но со временем картина получила глубокий смысл — девушка стала символом силы и слабости в одном лице.

Описание и анализ картины

Правая часть картины — Адель Блох-Бауэр сидит на позолоченном троне. Точеная женская фигура дамы занимает всю вертикаль картины. Черные волосы собраны наверх, взгляд женщины обращен на зрителя.

Левая часть картины — намеки на интерьер. Практически пустая часть картины, которая не оттягивает взгляд от героини.
Нижняя часть полотна — подол платья украшен геометрическими фигурами и символами в виде глазок.

Орнаментальное золото — фон картины, который придает объем картине. Благодаря различному дизайну орнамента на картине видны различные детали.
Стены, кресло и платье. Платье имеет декольте, что позволяет оголить хрупкие плечи. Далее идет основа платья, которая подчеркивает тонкую фигуру. Все платье украшено узорами и орнаментами. Небольшой зеленый кусок — это пол, придает картине устойчивости. Женщина сидит на позолоченном стуле украшенном золотыми спиралями.
Шаль аккуратно наброшена на руки и струится до пола.

Узор из стилизованных глазков, вписанных в треугольники позволяю подчеркнуть контуры объектов, которые не обозначены на прямую.
Размеры картины составляют 138 на 138 сантиметров, написана она классическим материалом — масляной краской, но в работе также использовалась позолота и серебро. В центре внимания и главным персонажем этого шедевра является Адель Блох-Бауэр, сидящая на позолоченном стуле.

Картина выглядит невероятно торжественно благодаря тонкому золоту, которое покрывает пышное платье героини и фон сзади нее. Сами же части тела изображены в реалистичном стиле, из-за чего платье выглядит так, словно это декорация, которая становится единым целым с абстрактным фоном.

Для Уитфорда эффект золотого фона заключается в том, чтобы «удалить Адель Блох-Бауэр с земного плана, превратить плоть и кровь в призрак из мечты о чувственности и потворстве своим желаниям». Он и Томсон считают, что работа больше похожа на религиозную икону, чем на светский портрет. Многие критики сравнивают данное полотно с Моной Лизой и говорят, что эта картина тоже является «воплощением женственности». Другие же в красках находят какие-то символы, связанные с инициалами натурщика, или же египетские завитки.

Композиция

Картина состоит из нескольких частей, в каждой из которой заложен какой-то смысл. Работа выполнена в двухмерной плоскости, благодаря чему она обретает глубину, выделяя важные объекты даже для невооруженного глаза.

В середине, словно на троне, восседает главная героиня этого полотна. Точеная женская фигура Адель Блох-Бауэр изящно расположилась в правой части картины. Вокруг нее нет каких-либо еще объектов, отвлекающих взор, тем самым дама занимает всю вертикаль картины.

Волосы, черные словно смоль, аккуратно убраны наверх. Пухлые широкие губы контрастируют с бледно-голубоватой кожей. Крупные глаза смотрят с упоением и будто бы влюбленностью прямо на зрителя, этот взгляд чарует. Руки неестественно сложены перед грудью.

Левая часть полотна выглядит пустовато, в отличие от второй ее части. Среди позолоты можно заметить легкие намеки на интерьер, которые разбавляют картину, но не сбивают взгляд с главной фигуры.

Самый низ полотна почти полностью украшен подолом изящного платья и пышной шалью. Ткани все так же украшены геометрическими фигурами и символами в виде глазок. Синие акценты подчеркивают благородство золотого одеяния.

Фон полностью украшен орнаментальным золотом, создавая пространство для заднего плана и делая картину более объемной. Благодаря его отличию от других деталей можно разглядеть такие предметы, как кресло, на котором сидит Адель, или же воздушную шаль.

Платье Адель начинается со скромного декольте, которое открывает взору хрупкие плечи. Оно украшено узкой каймой и широкой линией узоров из геометрических фигур. Дальше декольте переходит в основу платья, изящно обтягивающего фигуру девушки. Узорами в виде глаз оно указывает на символику «всевидящего ока». Одной из частей платья является накидка, украшенная различными узорами: спиралями и листьями.

Главная героиня смущенно сидит на кресле, тоже позолоченном. Оно выделяется среди такого же фона благодаря своему узору из спиралей. На кресле нельзя заметить ни доли тени или же контуров, что и придает ему особенность.

Среди роскошной позолоты можно заметить небольшой зеленый кусок — это пол, который помогает сохранить устойчивость образа.

На женственную фигуру аккуратно наброшена шаль. Она легкой тенью оседает на руках дамы и струится до самого низа. Накидка, словно пышная крона кустов, заполонила всю нижнюю часть полотна, выделяя фигуру Адель.

Почти каждый элемент картины содержит в себе орнаменты глазков или же геометрические узоры. Скорее всего, художник этим хотел подчеркнуть контуры объектов, которые не обозначены на прямую. Кроме того, для разнообразия использовано золото, благодаря чему картина выглядит не вычурно, а довольно гармонично.

Судьба картины

Фердинанд Блох-Бауэр выкупил и последующую работу — «Портрет Адели Блох Бауэр II». Эта картина в 1907 году было выставлена на показ в мастерской художника в городе Вена. Она вызвала такой фурор, что после была показана на международной выставке в Мангейме.

Сама героиня портрета погибла в 1925 году. Перед своей кончиной она составила завещание, где умоляла супруга передать ее портреты и пейзажи Австрийской галерее, но он, к сожалению, передал всего один пейзаж.

С началом войны Фердинанд эмигрировал из страны, а картины остались в Австрии. Впоследствии они были экспортированы нацистами. В 1941 году несколько полотен выкупила Австрийская галерея.

В 1945 году Фердинанд умер. Он завещал свои картины австрийским музеям. В 1946 году правовые акты, написанные нацистами, оказались недееспособными, и 5 картин Климта остались в Австрийской галерее.

Вследствие обнаружения фальсификации при передаче картин было проведено заседание суда, и еще несколько картин стали собственностью гражданки США Марии Альтман.

Австрия в ответ на это обратилась за помощью к гражданам, чтобы выпустить «облигации Климта». Но цена картин взлетала каждый раз все выше, и в итоге они были направлены в Лос-Анджелес.

У Марии Альтман была возможность войти в историю благодаря своему благородству — она пыталась оставить картины на их родине. Но, к сожалению, из-за резкого взлета цены этого не случилось.

К тому же ситуация нарушала завещание Адели, ведь она хотела пожертвовать картины галерее.

Удивительно, но нацисты отчасти выполнили ее просьбу, передав картины именно туда.

Со временем картины перешли в частные руки, и жители Вены напоследок пришли, чтобы взглянуть на них. Пришло известие, что картины выкупил Рональд Лаудер, который поместил их в своей галерее в Нью-Йорке.

7 февраля 2021 года умерла Мария Альтман, и картины навсегда остались в частных руках.

Источник