Юдифь и Олоферн (Юдифь с головой Олоферна) — картина Густава Климта на библейский сюжет, написанная им в 1901 году и в наши дня хранящаяся в Галерее Бельведер (Вена). В отличие от других работ «золотого периода» Юдифь и Олоферн не может похвастаться крупными размерами (84 х 42 см), что отнюдь не делает ее менее ценной.
Все работы «золотого Климта» воспринимаются именно как уникальные драгоценности, и «Юдифь и Олоферн» — не исключение.
Впрочем, обилие золота в этой картине имеет непосредственные отсылки к библейскому тексту: стилизованные деревья, листья и чешуйки, золотые колье и пояс напоминают ассирийские рельефы, недвусмысленно напоминая о том, что Олферн, по воле Юдифи не только в переносном, но и в самом прямом смысле лишившийся головы, был именно ассирийским полководцем.
В основе картины — история из ветхозаветной книги Иудифи, суть которой сводится к следующему.
Олоферн был одним из любимых полководцев ассирийского царя Навуходоносора, армия которого вступила в Иудею и осадила город Ветулию.
Надежды горожан на спасение были самыми мизерными — однако внезапный выход из тупиковой ситуации нашла симпатичная и богобоязненная вдова Юдифь, не отличавшаяся робким характером в быту.
Понимая, что вопрос нужно решать срочно и самым кардинальным образом, Юдифь нарядилась в лучшие одежды и прихватив для проформы служанку, Юдифь прямиком отправилась в логово врага. Там, используя традиционные женские приемы хитрости и прочие дамские «штучки», обаятельная вдовушка быстро добилась расположения Олоферна.
Однажды вечером, когда вусмерть пьяный Олоферн, натешившись краткими любовными играми с Юдифью, заснул, она недрогнувшей рукой отпилила бедняге голову, после чего, прихватив служанку, вернулась в город.
Войско вавилонян, лишившись начальника, мигом запаниковало и разбежалось в разные стороны, а Юдифь, совершившая убийство во имя истинного бога, не только заслужила благодарность горожан, но, как выяснилось впоследствии, покрыла себя славой в веках.
Кстати, младший брат Густава Климта Георг выполнил для картины специальную раму с широкой металлической верхней планкой, где Климт начертал имена библейской героини и несчастного Олоферна — и неспроста. Дело в том, что невежественная венская публика частеннько принимала восточную красотку за Саломею, которая отличалась довольно вздорным характером и, как известно, однажды потребовала в награду за танец голову самого Иоанна-Крестителя.
Этот поступок Саломеи вряд ли назовешь «эталонным» — Юдифь, же, напротив, была порядочной вдовой, поставившей общественное выше личного, и потому Климт не хотел, чтобы столь разных персонажей путали.
Впрочем, религиозный подтекст картины сильно меркнет на фоне чувственно-сексуально-эротического, как это и вообще свойственно картинам Климта. Долгое время бытовала общепринятая версия, что моделью для Юдифи выступила всё та же Адель Блох-Бауэр, известная нам по двум портретам работы Климта — однако в 2019 году было высказано очень правдоподобное предположение, что на самом деле Климту позировала оперная певица Анна фон Мильденбург, в свое время имевшая в Вене огромный успех и до сих пор считающаяся одной из лучших исполнительниц вагнеровского репертуара.
Впрочем, кто из дам запечатлен на картине — не столь уж и важно. Важно, что в исполнении Климта Юдифь получилась не положительной героиней, а сексуальной и страстной соблазнительницей, роковой женщиной-вамп и убийцей мужчин, которая ласково сжимает в руках свежеотрезанную голову своего любовника — и дерзко улыбается очередной потенциальной жертве в лицо.
Юдифь – персонаж женского рода, это вдова, спасшая весь свой еврейский род от врагов. Ассирийцы осадили ее родной город, вдове пришлось переодеться и отправиться в лагерь проклятого недруга. Она была очень привлекательной девой и полководец вражеской стороны не смог проигнорировать ее прелести.
В палатах своих он утешался прекрасным телом и опивался вином. После того, как мужчина уснул, девица отрубила его голову и гордо принесла к ногам своего народа. Эта история вдохновляла многих художников всех времен. Густав Климт не стал исключением. Он изобразил свой образ смелой и отчаянной женщины.
В его понимание Юдифь является роковой женщиной. Он изобразил ее выходящей из шатра недруга. Девушка не успела привести себя в порядок и даже не запахнула края халата. Ее грудь слегка выглядывает из-под платья. Голова в руке не сразу бросается в глаза. Автор стремился показать ее гордый и немного надменный вид. В этой битве она стала настоящим победителем и совсем неважно, что враг был пьян и находился в состоянии сна. Героиня все равно остаётся хрупкой, женской особой, которая готова бороться до последнего.
Написал художник картину в 1901 году. Позировала для этого портрета жена известного банкира в Венеции. Работа проводилась несколько лет, тогда и возникли новые отношения с чужой супругой. В итоге мир увидел противоречивое полотно. С одной стороны, это женщина, которая стала спасительницей. Она думала о победе народа и поэтому отдала свои прелести Олоферну. Многие ее осуждают, ведь это была в большей степени месть и всплеск гнева на все мужское население.
Всем известно, что юная дева была несчастлива в своем браке, она даже не плачет, узнав о гибели супруга. Автор использует солнечные краски, как символ победы и нового периода в жизни евреев. Но глаза героини практически закрыты, непонятно рада она этой казни либо сожалеет в содеянном убийстве.