Картина «Дама с веером» была написана в 1918 году и стала одной из двух последних работ Густава Климта. Вернее, художнику так и не удалось закончить «Даму с веером» – его жизнь отнял инсульт.
Последние годы жизни Климта пришлись на Первую Мировую войну, но, что примечательно, война никак не фигурировала в его произведениях. Наоборот, даже после смерти матери в 1915 году Климт достаточно быстро восстановился и вдохнул в свои работы новую жизнь. Во многом этому поспособствовало его серьёзное увлечение азиатским искусством – китайским, корейским и, в особенности, японским.
На картине Густав Климт изображает неизвестную женщину. Примечательно, что он смешивает традиционные японские и китайские мотивы так, что становится не очень понятна принадлежность ни одеяния героини, ни её веера.
Дама выглядит довольной и уверенной в себе, о чём говорит и её прямая осанка, и приоткрытое плечо, и взгляд, направленный куда-то вдаль. Вроде бы Климт ловит искренний, интимный момент, но она словно не заинтересована ни в художнике, ни в его работе, и погружена в какой-то свой, более интригующий мир.
Можно предположить, что выбор такого богатого фона обусловлен тем, что Густав Климт отобразил блаженный и тёплый мир, о котором грезит девушка. С левой стороны живописец помещает Феникса, символ удачи в китайской культуре, с правой – журавля, который в японской культуре ассоциируется с долголетием, удачей, миром честью и верности. Также Климт выписывает фазана и лотосы, в целом очень характерные для восточноазиатского искусства.
«Дама с веером» Густава Климта впитала в себя и другие восточноазиатские особенности. Климт специально делает фигуру девушки как бы вытянутой ввысь, помещает её в центр и окружает пышным фоном – такие композиции были характерны для японских гравюр.
Для фона художник выбирает яркий, солнечный оттенок жёлтого, что, скорее всего, вдохновлено китайским фарфоровым искусством времён империи. Другие цвета от него не отстают – кобальтовый синий, хромовый жёлтый, зелёный с оттенком меди, красноватая охра, различной глубины оттенки розового.
Несмотря на то, что Густаву Климту так и не удалось закончить «Даму с веером», она всё же стала одним из самых выдающихся его творений. Хоть полотно и имеет скорее вид наброска, и при ближайшем рассмотрении можно найти незаконченные детали, оно является прекрасным примером позднего творчества Климта – живым и откровенным.
Густав Климт обладал даром живописца с рождения, однако, он не полагался только на самобытность, а свое искусство оттачивал в Школе декоративного искусства, в Вене. Долгое время его полотна были созданы в привычной, академической манере, не выдавая истиной тяги художника к ярким, фантастическим образам и краскам.
В конце XVIII века в судьбе живописца случилась череда трагедий – умер отец, скончался брат, а в 1915 году Густав потерял мать. Это потрясение тут же отразилось на его картинах – мрачные краски, унылые сюжеты…
Встреча с Эмилией Флеге не только стала спасением для Климта, но и перевернуло все его творчество. Появились картины, светящиеся любовью, женской красотой и очарованием, чувственностью и эротизмом. Именно такой картиной стала «Дама с веером», написанная в 1917-1918 гг. Дама – идеал женщины, которая могла бы пробудить в самом Климте вдохновение, притяжение, трепетные желания.
Изящные благородные изгибы тела, утонченная элегантность, мудрость и отрешенность, сквозящая только в , едва заметной, улыбке. Тело, обнаженное соскользнувшим кимоно, будто бы показывает освободившуюся, полуобнаженную душу земной богини. И этой обнаженности она не замечает, ей нечего бояться, ей ничего не жаль, она не хочет ничего скрывать.
Веер, который прикрывает грудь, держит расслабленная рука. Дама прекрасна… и она не здесь. Может быть, женщина в своих воспоминаниях, а может, в своих мечтах и фантазиях, которые волшебны. Может, именно эти грезы причудливым фоном отобразил Климт.
Невероятные цветы, невиданные цветы – это тот мир, где сейчас находится чарующая красавица.
Ни одного откровенного штриха, ни одного смелого момента, только женская грация, достоинство и красота, но какой же эротичностью, желанностью, каким влечением дышит все полотно.