Анализ картины Григория Мясоедова Опахивание - Русские художники
Анализ картины Григория Мясоедова Опахивание

Анализ картины Григория Мясоедова Опахивание

Мастер живописи и графики Григорий Мясоедов подарил почитателям своего таланта известное художественное произведение «Опахивание» в 1876 году. Уникальная картина написана маслом на холсте. Она являет собой воспроизведение древнейшего обряда славян, который проводили женщины-крестьянки в то время, когда начинал падать скот.

Картина представляет собой очень редкое изображение древнейшего славянского обряда, который проводился крестьянками во время падежа скота.

Тянет за собой плуг незамужняя девушка, сопровождаемая женщинами деревни. Смысл обряда — проведение круговой борозды, через которую «коровья смерть» не сможет перепрыгнуть.

В бликах костра лица действующих лиц выглядят полными мистического ужаса. Словно познавшие великую загадку, участницы процессии дошли до ее кульминации.

Фигура колдуньи — руководительницы, распорядительницы ритуала, размещен художником спиной к зрителю. Этот образ узнаваем лишь по особой одежде.

Огонь — великий очиститель. Вот и здесь все внимание участниц ритуала приковано в нему.

Вдали светлеет горизонт, возвещая приближение утра. В утренних сумерках скорее угадываются фигуры всех участников обряда.

Безграничная вера в благотворное действие древнего ритуала наполняет картину, создавая атмосферу надежды, упования на высшие силы, непознаваемые, но почитаемые сотнями поколений.

Кстати, такие изображения встречаются крайне редко. Мясоедов решился изобразить такой языческий обряд, который, считалось, способен защитить скотину от гибели, ведь крестьяне опахивают все село от злых духов.

Суть обряда в том, что нужно образовать борозду кругом, чтобы «коровья смерть» никак не смогла через нее перейти. Тяжелый плуг должна тянуть впряженная в него незамужняя, полностью обнажена девушка в сопровождении деревенских женщин.

Разгоревшийся костер кинул блики на лица действующих персонажей, поэтому хорошо видно, что глаза женщин полны мистического ужаса и панического страха. Крестьянкам кажется, что они посвящены в какое-то таинство, ведь весь процесс достиг наивысшей точки, после которой должна наступить развязка.

Главная фигура обряда – колдунья. Она руководит процессией, является распорядительницей ритуальной церемонии, однако к зрителю эта женщина повернута спиной. Художник сделал это умышленно, ведь образ ведуньи легко узнать лишь по странному облачению.

Взгляды и помыслы участниц обряда сосредоточены на огне. Известно, что огненная стихия имеет большую силу очищения. На виднеющемся вдали горизонте начинает светлеть: близится утро. В этих ранних сумерках фигуры многих участниц ритуала просто угадываются.

Сам Григорий Григорьевич занимался изучением обычаев предков, он безгранично верил и в чудодейственность изображенного на картине «Опахивание» ритуала. Художник красками создал атмосферу надежды на хороший исход под влиянием высших сил природы.