Анализ картины Григория Мясоедова Осеннее утро - Русские художники
Анализ картины Григория Мясоедова Осеннее утро

Анализ картины Григория Мясоедова Осеннее утро

Григорий Григорьевич Мясоедов – был активным творческим деятелем, который сыграл немалую роль в развитии русского искусства. Его картины преимущественно были обращены к призыву о действии. Сильный характер и волю передают многочисленные работы художника. Он стремился узнать все обо всем: участвовал в революциях, изучал народные традиции и многое другое.

Лишь к концу своей жизни, Мясоедов удалился от дел и уехал жить в деревню, где для себя откроет новый мир – природу. Он начинает создавать бытовые картины, а главное – пробует создавать пейзажи.

Григорий Мясоедов был одним из основателей и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Принципиальный противник модернизма в искусстве, сторонник реалистической школы живописи, он оставался верен идеям «шестидесятников» до последних своих дней. Автор картин на социальные темы («Земство обедает», 1872, Третьяковская галерея) в пейзаже проявлял качества лирического живописца, способного создать глубокий, наполненный элегическим настроением образ природы.

Разносторонне одаренный мастер всегда участвовал в музыкальных вечерах у коллег-художников, играя на альте, скрипке, рояле, исполнял вокальные произведения. Был знаком со многими композиторами, в том числе с Мусоргским, Римским-Корсаковым, Чайковским. «Мажор меня не трогает, в большинстве пустота, – говорил Мясоедов, – живу, лишь когда слышу правдивый минор, отвечающий всей нашей жизни». Известно, что отношение художника к окружающему миру было саркастическим, а неуживчивый характер отразился на отношениях с семьей.

Мясоедов работал над пейзажем, вероятнее всего, в своем имении Павленки под Полтавой, где в 1889 году приобрел усадьбу с фруктовым садом и парком. Произведение проникнуто состоянием одиночества и печали. В густую чащу леса уводит заросший пожелтевшей травой извилистый ручеек. Розоватый туман окутывает вершины деревьев.

Старый кряжистый пень на первом плане противопоставлен молодой стройной поросли рябины и орешника. В среде передвижников назревал конфликт «отцов и детей», и художник все более ощущал свое одиночество и разлад с современной жизнью. Живописец пытался сохранить прежние высокие позиции среди современников виртуозным мастерством.

Произведение экспонировалось на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

Мясоедов на картине «Осеннее утро» смог уловить тот момент, когда природа готовится к длительному сну зимой. С самого утра оно приходит в движение: листья опадают, цветы теряют свой прежний аромат и форму. Для многих осень, это время грусти, но картина дат возможность взглянуть на волшебство осени с другой стороны.

Композиция состоит из ярких цветов, которые мягко размыты: оранжевый, желтый, фиолетовый, коричневый и другие цвета. Такое разноцветье позволяет увидеть всю красоту природы в процессе подготовки к завершению круглогодичного цикла. Живость и подвижность придает и ручеек, который протекает в глубине леса. Он изображен узкой ленточкой, но наполнен жизнью. Ручей стремится вперед, а природа пытается спрятать его своими листьями, делая его загадочным и незаметным для путника.

Можно и заметить туман, который расстелился наверху у крон деревьев, создавая голубовато-белое облако. Неожиданным акцентом становится пенек, который смотрится гармонично с окружающей средой, придавая завершенность картине. Для остальных деревьев жизнь продолжается, но скоро и они завершат свою жизнь.

Всю картину пронизывает яркий желтый цвет, который символизирует гармонию. Одно время года, уступает другому, подготавливая окружающую среду к переменам. Хоть полотно и реалистично, но в нем сохраняется какая-то тайна и загадка. Как будто лес, не хочет рассказывать свои тайны человеку.