Анализ картины Григория Мясоедова Косцы - Русские художники
Анализ картины Григория Мясоедова Косцы

Анализ картины Григория Мясоедова Косцы

Картина Мясоедова «Косцы» была написана в 1887 году. Ее художественную ценность высоко оценил император Александр III, купивший полотно для своей коллекции.

Мы видим на картине группу крестьян среди ржи во время сенокоса. От холста как будто исходит летнее тепло, яркая голубизна неба перетекает в желтизну колосьев, облака также имеют теплый желтоватый, оттенок. Героями картины являются не только непосредственно крестьяне и сено, мы видим еще и несколько птиц, бабочек, васильки, репейник и ромашки на переднем плане, ощущаем солнце, как будто пропитывающее каждый сантиметр холста.

На переднем плане картины изображено поле. Художник уделил большое внимание созревшим колосьям. Он буквально прорисовал каждый колосок, показывая нам всю прелесть созревшей пшеницы, поэтому она кажется объемной и «тяжелой». Мясоедов оживил изображение пшеницы яркими зелеными вставками листьев репейника и лопуха, голубыми глазками цикория и белыми цветочками ромашек.

Они добавляют картине яркости.

Картина светлая, радостная. Основной акцент художник делает на первого косца. Это мужчина средних лет с венком из пшеницы на голове.

Он сосредоточенно выполняет свою работу, задавая темп следующим за ним более молодым косцам.

Видно, что он немного устал, однако, поскольку облака на небе позолочены солнцем с боку, можно предположить, что скоро выпадет вечерняя роса и косцы приостановят свою работу до следующего дня и отдохнут.

Поле созревшей пшеницы тянется до самого горизонта. На полотне косцы идут друг за другом, срезая под корень созревший урожай. Ярким пятном выделяется молодой парень в ярко-красной рубашке и рыжими волосами. У него веселое, жизнерадостное, еще не уставшее выражение лица.

Его изображение так же притягивает взгляды, как и изображение первого косца. Женщины собирают колосья пшеницы в небольшие снопы.

Один такой сноп можно увидеть на переднем плане картины. Рядом с ним художник изобразил глиняную миску и в ней ломоть домашнего хлеба, возможно приготовленного из уже собранного урожая.

Над полем кружат птицы. Вероятно, это небольшие степные орлы, которые охотятся на мышей и маленьких птичек, которых спугнули люди своей работой. Над цветами кружатся разноцветные бабочки.

Небо на картине летнее, но не жгучее. Лёгкие облака смягчают синеву и бесконечность неба. Небо выглядит спокойным, оно не предвещает ни бури ни дождя.

В целом, картина излучает умиротворение и безмятежность. На эту картину можно смотреть очень долго, и все время можно находить раннее не замеченные детали, настолько их много в картине, и они очень объемно и качественно прорисованы.

Крестьяне сливаются с природой. Если присмотреться, можно заметить на голове одного из них венок, сплетенный из свежескошенных колосьев. Он будто коронован этим венком, становясь именно в этот момент и именно в этом месте королем, главным персонажем, самым опытным косцом, ведущим за собой остальных, показывающим, что и как нужно делать.

В левом нижнем уголке картины мы можем наблюдать сноп ржи с лежащими на нем граблями, неподалеку располагается тарелка с хлебом. Эти атрибуты как бы символизируют труд и отдых.

Крестьянский деревенский быт предстает во всей красе: трудятся здесь все от мала до велика, и усатый дед, и кудрявый юноша, и девушки в платочках. Ведь если не успеть скосить урожай вовремя, из-за дождя и непогоды можно остаться совсем без хлеба, крестьяне прекрасно понимают это и выходят в поле всей семьей.

Нельзя не отметить, что фигуры косцов располагаются как бы по возрастающей, от более молодого к более старшему. Мы не чувствуем, что им тяжело, не ощущаем изнурительности жары, мы видим только красоту труда и свободу, простор русского поля, праздник и радость. Почему-то хочется верить, что в этот момент крестьяне поют песню или ведут веселые разговоры.