«Рабочий и колхозница» – олицетворение советского периода истории, его идеалов и социальной направленности. Памятник состоит из двух фигур – девушки и юноши, которые держат над головами символы пролетарской власти – серп и молот. Скульптура занимает почетное место в истории монументального искусства страны советов и «родная» для жителей бывшего СССР.
Известный архитектор Борис Иофан, черпая вдохновение от выдающихся скульптур Древней Греции и Рима, разработал концепцию создания подобного монумента, но с «советским» шармом. В 1936 году был организован конкурс на лучшее проектирование статуи. Среди работ талантливых скульпторов был выделен набросок Веры Мухиной, которая и воплотила в жизнь замысел грандиозного памятника.
Сначала из гипса была создана уменьшенная модель памятника высотой в 1,6 м. Во время сооружения этот образец планировалось увеличить в 15 раз. Сооружение памятника происходило на заводе машиностроения и металлообработки с привлечением огромного количества работников. Впервые для памятника был использован новый материал – нержавеющая сталь.
Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, который придумал объединить идеи сразу двух античных статуй — «Тираноборцев»(Критий) и «Ника Самофракийская»(неизвестный автор). В первом случае, архитектора вдохновила обща линия скульптур Гармодия и Аристогитона, составивших заговор против тирана Гиппарха. Во втором случае — динамика и патриотическое звучание скульптуры.
Государственный заказ предусматривал размещение скульптуры у входа в Советский павильон на всемирной выставке в Париже. Поскольку павильоны Германии и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция всеми возможными художественными и монументальными средствами должна была демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.
Вера Мухина подошла к созданию главного идеологического произведения с присущим ей размахом и талантом. Две фигуры — рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР — молоток и серп. Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы. Идея побеждающего труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства — главная коммунистическая догма — в исполнении великой Веры Мухиной выглядит непреложной и привлекательной.
Для достижение дополнительного эффекта, скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения.
В мае 1937 года скульптура, высотой 58 метров (25 метров собственно скульптура и 33 метра постамент) украсила выставочный павильон Советского Союза. Достоверно известно, что разведка СССР всерьез интересовалась оформлением павильона Германии, в результате высота советского павильона была на несколько метров выше, что несомненно обрадовало руководство страны и огорчило немцев.
Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет — на восходе она была розовой, днем — ярко-серебристой, а на закате — золотой.
После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.
С конца 40-х годов «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной является основным символом киностудии Мосфильм. Скульптура часто встречается в документальных и художественных фильмах. Теперь она стала самым впечатляющим и талантливым памятником своей эпохи.
Поскольку статуя была громоздкая, под каждую деталь конструировались шаблоны из дерева, которые применялись в качестве каркаса для листов стали. Для соединения элементов статуи была испробовано новшество того времени – технология электросварки. На создание монумента была потрачено 3,5 месяца и громоздкая работа сполна оправдала себя. Несмотря на трудности перевозки гигантского памятника, в 1937 году он был доставлен в Париж и достойно презентовал монументальное искусство Советского Союза.
Когда скульптура была возвращена на родину, долго открытым оставался вопрос о размещении статуи. После реконструкции, монумент «Рабочий и колхозница» был установлен на пьедестале в 11 метров и поставлен на Северном входе ВСХВ – ВДНХ. Образ памятника был настолько удачно разработан, что вскоре советская киностудия «Мосфильм» стала использовать его в качестве эмблемы.