Мясоедов Григорий Григорьевич написал это произведение Земство обедает в 1872 г. Эта картина стала визитной карточкой художника-передвижника. Опирался художник при написании этого произведения на местные материалы. Перед зрителем предстает пореформенная Россия.
Только что начали создаваться органы местных самоуправлений в виде земств. Выбирали сюда и крестьян. Но они имели невысокий имущественный ценз, поэтому их было очень мало. Сюжет предельно прост. Художник и решил отобразить несоответствие положений, согласно социальному положению.
Выполненная в реалистичной, резкой манере художника маслом, картина изобилует деталями и отрицает полутона, что вполне соответствует духу передвижничества. Сюжет описывает полдень. Обед восьми крестьян, входящих в число земского собора, объединения местного самоуправления, весьма прост: лук, хлеб с солью, кринка для питья. Земцы не так молоды, у многих при детальном рассмотрении на лице отпечаток суровой крестьянской жизни и тяжелых размышлений. Видно, как стерты лапти у центральной фигуры, однако же центр картины, так называемое золотое сечение, притягивает взгляд к кумачовому кафтану лежащего без сил мужчины.
Выше, в распахнутом окне, художник выписал фигуру привилегированного сословия: члены земства, состоящего в ту пору из 17 человек, как ни странно, не целиком были «гласными» — представителями — из крестьян.
Из окна свободно стекает драпированная, дорогая ткань, на лице богато одетого мужчина — улыбка довольства. Из-за сочетания параллельных балок дома, монументальной, горизонтальной схемы рассадки героев, кажется, будто невидимая линия разделяет два сословия.
У зрителя возникает логичная предыстория событию картины: земство, прервавшись на обед, разделилось: беднота — за двери, зажиточные — к столам. Но так ли это? Подчеркнуто яркий кафтан — показатель достатка, зачастую даже и дворян не было столь же нарядных одежд, как и таких бород у земцев-крестьян. Ухожены, подстрижены, а некоторых даже фигурно, на манер барского фасона. Значит, достаток в их семьях все же присутствовал. Обособленный обед, скорее всего, всего лишь дань привычке простолюдина.
В 1878 году картина участвовала в Всемирной выставке в Париже, где собрала самые положительные отзывы. По сей день «Земство обедает» является ярким образцом русского бытового реализма с эффектом погружения в психологическое состояние героев, а так же в социальную часть их жизни.
Показан тихий провинциальный городок. На первом плане здание земской управы. Кажется все просто. Весь дом не показан, а есть только на картине изображение светлой стены земской управы. Крестьянские депутаты решили пообедать. Душные комнаты не прельщают крестьян, да и соседство с «благородными» представителями земства не удовлетворяет их. Поэтому они решили отобедать на свежем воздухе.
Художник изобразил кого-то уже отобедавшим и дремлющим, а кого-то, кто продолжает скудную трапезу, с нехитрой деревенской провизией. Еда нехитрая. У кого-то сухой хлеб. У другого хлеб с солью и пучок зеленого лука.
Видно, что в здании земской управы тоже закончили обедать по действиям официанта, который переставляет посуду и по винным бутылкам. Вот здесь то и наблюдается контрастность бедности и богатства. Главным персонажам картины – крестьянам, художник дал характерные черты. Одним – лукавство, сметливость. Другим – чувство подлинного душевного благородства. Третьим – оскорбленность.
Здесь присутствие некрасовского произведения о том, кому на Руси жить хорошо. А думают все герои картины об одном и том же – они понимают, что здесь справедливости не добьешься. Мастер не собирается делать вывод по объективной сцене, он к этому подталкивает своих зрителей.