Анализ картины Эжена Делакруа Свобода, ведущая народ - Эжен Делакруа
Анализ картины Эжена Делакруа Свобода ведущая народ

Анализ картины Эжена Делакруа Свобода, ведущая народ

Картина «Свобода, ведущая народ» (известная также, как «Свобода на баррикадах») была написана виднейшим представителем французского романтизма Эженом Делакруа (1798 — 1863) в 1830 году и в одночасье сделалась знаменитой, со временем войдя в число самых известных работ в истории мировой живописи вообще.

Такое стало возможным не столько благодаря художественным достоинствам картины (которые несомненны), сколько «правильно уловленному моменту».

«Свобода, ведущая народ» была написана сразу после «июльской революции» 1830 года во Франции, когда пыл от недавних разрушительных действий еще не остыл, и французы в очередной раз питали иллюзии, что уж теперь-то точно наступит «совсем другая жизнь» — чего, вопреки наивным ожиданиям, не произошло.

Напомним: события «трех славных дней», как еще называют этот конфликт, привели к тому, что король Карл X Бурбон был свергнут с престола, на который революционерами был возведен его родственник — Луи Филипп, герцог Орлеанский.

Иными словами, «шило поменяли на мыло», и всеобщего счастья в итоге так и не случилось. Однако в 1830 об этом еще не знали, и французская либеральная общественность была поголовно охвачена эйфорией, празднуя торжество народного суверенитета над божественным правом короля, а буржуазии — над кровососами-феодалами.

Сам Эжен Делакруа (в то время молодой человек 32 лет от роду) непосредственного участия в революционных событиях по неизвестным нам причинам не принимал, однако постфактум испытывал сильное желание выразить свой либеральный восторг по поводу недавнего переворота. В итоге уже осенью 1830 года «Свобода, ведущая народ» была завершена, а в 1831 выставлена в Парижском салоне — что и стало началом ее стремительной славы.

Свобода, ведущая народ — как следует «правильно» воспринимать картину
В центре монументального (260 — 365 см; холст, масло) полотна изображена так называемая Марианна, высыпающая в качестве символа Французской республики: женщина с обнаженной грудью, республиканским флагом в правой руке, и ружьем — в левой.

Следует отметить, что голове у дерзкой девицы присутствует так называемый фригийский колпак — общепринятый символ свободы, от которого, кстати, ведет свою родословную и национальный головной убор каталонцев — барретина.

Но вернемся к «Свободе на баррикадах». Марианна решительно шагает по трупам, преисполненная решимости во что бы то ни стало воплотить в жизнь священные республиканские ценности.

Компанию ей (помимо трупов) составляют различные слои французского общества: буржуа, юноша и рабочий, объединенные все тем же стремлением к мировой справедливости. Обнаженная грудь Марианны символизирует, по задумке художника, беззаветную храбрость французов, способных не щадить себя ради достижения великой общей цели.

Свобода, ведущая народ — как картина воспринимается менее романтически настроенным зрителем
Зритель, более далекий от революционных иллюзий, может воспринимать «Свободу на баррикадах» несколько по-другому.

Он, скорее всего, увидит мощную «мадам» в весьма свободной (если не сказать, эротичной) форме одежды, жаждущую крови и сопровождаемую сомнительной гоп-компанией: беспризорником, который, в силу возраста и социального положения, всегда рад любой заварушке, а такой «крутой» — и подавно; рабочим, который в силу классовой принадлежности ненавидит любое начальство, не понимая, что на смену свергнутой им власти тут же придет новая, которая будет гнобить его так же, как и прежняя; и, наконец, неловко держащим ружье интеллигентом, который, точно так же, как и рабочий, искренне верит, что сражается во имя всеобщей справедливости — и точно так же будет в итоге обманут.

Следуя исторической правде, Эжену Делакруа следовало бы изображать женщину с флагом не только с голой грудью, но и с голой ж… — поскольку любая революция как раз голой ж… для вышеупомянутого народа и заканчивается. Исторический опыт неопровержимо свидетельствует, что это правило не знает исключений.

Кстати, некоторые искусствоведы полагают, что в образе «интеллигента» в цилиндре Делакруа изобразил себя — и это вполне вероятно, учитывая его горячее сочувствие революционным событиям 1830 года.

Картина, как мы уже сказали, имела мгновенный и шумный успех. Новое правительство тут же приобрело ее за внушительную сумму в 3 000 франков для тронного зала Люксембургского дворца — однако картина так никогда там и не появилась. Повисев несколько месяцев в музейной галерее, она была просто-напросто убрана с глаз публики. Почему?

Да потому что Эжен Делакруа — очень талантливый художник. Всякий, кто видел «Свободу, ведущую народ», что называется, «вживую», тут же испытывал непреодолимое желание оголиться, раздобыть ружье и в срочном порядке свергнуть короля или любую другую власть. Иными словами, из символа нового правительства Франции картина автоматически превратилась в угрозу — отсюда и результат.

С 1874 года «Свобода, ведущая народ, находится в собрании Лувра — и является, вне всякого сомнения, одним из самых известных экспонатов этого потрясающего музея. Роялисты и монархисты «Свободу» традиционно не любят.

Республиканцы и анти монархисты, напротив, обожают — во всяком случае, до своего прихода к власти. Как только они встают у руля, они точно так же перестают любить знаменитую картину за ее вечный (как вечный двигатель) и очень мощный революционный посыл, с большим талантом воплощенный Эженом Делакруа в своей самой знаменитой работе.

Иногда бытовало ошибочное мнение, что полотно создано под влиянием Великой французской революции, однако, на самом деле, Делакруа посвятил сюжет картины событиям июля 1830 года, когда в Париже шли ожесточенные уличные бои, приведшие к свержению Карла X, последнего из рода Бурбонов, коих так люто ненавидело население Франции.

Молодой Эжен Делакруа, позиционировавший себя не как революционера, но как мятежника, окрыленный и опьяненный свежим воздухом свободы и свершившихся побед, загорелся идеей написать картину о тех кровопролитных днях и подвиге своего народа. На осуществление поставленной перед самим собой задачи художнику понадобилось три месяца, по прошествии которых взорам восхищенной публики предстала “Свобода, ведущая народ”.

Сюжет полотна рассказывает о фрагменте жаркого сражения, где отряд вооруженных повстанцев через тела своих погибших товарищей и сквозь свист пуль пробивается к намеченной цели.

Впереди всех, с поднятым в одной руке трехцветным флагом французской Республики и с ружьем в другой, находится женщина. Это Свобода, увлекающая людей в атаку. На ней фригийский колпак, характерный для якобинцев и обнаженная грудь, что символизирует неистовое желание революционеров идти голой грудью на королевские штыки.

Кисть живописца безупречно подчеркнула разнообразные наряды восставших, указывая на то, что на уличных баррикадах плечом к плечу воевали представители самых разных слоев общества. Делакруа также присутствует на картине в образе мужчины в цилиндре слева от Свободы, несмотря на то, что участия в уличных боях он не принимал.

Картина «Свобода, ведущая народ» была написана осенью 1830 года Эженом Делакруа, после свержения Карла X c престола. Летом 1830 года король подписал несколько указов, которые ужесточали избирательное право, ограничивали свободу слова и полностью восстанавливали цензуру.

Эти последние действия Карла X и послужили началом Июльской революции. Парижане вышли на баррикады и за «три славных дня» свергли короля с престола и установили новую власть.

На картине художник в свойственной ему аллегорической манере изобразил события 1830 года. На полотне присутствуют разные социальные слои населения, принявшие участие в великой Французской Революции.

Слева от Свободы зритель видит представителя мелкой буржуазии, изображенного художником в виде молодого человека в высокой шляпе. Рядом с ним размахивает саблей простой рабочий, а чуть позади Свободы можно увидеть обычного мальчишку-босяка с двумя пистолетами в руках.

Но главный персонаж на картине художника конечно же молодая юная девушка в развивающемся платье, с полуобнаженной фигурой. Делакруа сумел визуализировать то, у чего до него не было реального облика — он создал символ Свободы.

Обнаженное тело во все времена ассоциируется с природой, естественностью и с вольностью. На голове Свободы художник изобразил фригийский колпак, который с тех пор так же стал служить символом свободы. В одной руке девушка держит триколор, а в другой — ружье. Свобода и ее последователи шагает по горе трупов и поверженных жителей, двигаясь, кажется, прямо на зрителя.

Картина была показана на Парижском салоне весной 1831 года и принята зрителями с восторгом. Она сразу же была куплена государством для тронного зала Люксембургского дворца, призванная напоминать королю о Революции, приведшей его к престолу.

Однако из за своего провокационного сюжета провисела она там недолго. Вновь картина увидела свет после Революции 1848 года и отречения от престола Луи-Филиппа I. И только в 1874 году произведение заняло достойное место в собрании Лувра, где и находится по сей день.