Анализ картины Эжена Делакруа Резня на Хиосе - Эжен Делакруа
Анализ картины Эжена Делакруа Резня на Хиосе

Анализ картины Эжена Делакруа Резня на Хиосе

Более двадцати тысяч мирных жителей погибли от рук турок в ходе греческой войны против турецкой оккупации тысяча восемьсот двадцать первого – тридцатого годов.

Этому страшному событию и посвящена картина Эжена Делакруа «Резня на Хиосе».

Картина пропитана болью и муками островитян. На переднем плане изображена группа людей, страждущих и погибающих. Сила и властность завоевателя проходит контрастом с изможденными от отчаяния и безвыходности фигурами жертв.

Среди погибающих и мужчины и женщины и даже дети. Враг коварен, он истребляет все живое на своем пути. Обессиленные островитяне сидят и лежат прямо на земле в ожидании своей страшной участи.

Кривая турецкая сабля занесена под ребра падающей женщине. С небрежностью всадник мимолетом убивает одну из своих жертв. Ни один мускул не дрогнул на его лице.

Чуть дальше на острове видна еще одна группа людей, сидящих и лежащих прямо на земле, и это тоже смертники и жертвы оккупантов. Остров, черный от пожаров и слез жителей. Небо затянуто низкими тучами, как будто оно чувствует, что происходит на острове.

Изможденные, обреченные на смерть с отрешенными взглядами островитяне ожидают своей горькой участи. Уже не плачут дети, они просто лежат на телах и у ног своих обреченных родителей.

Обнявшись, готовится к смерти молодая пара, обнаженный мужчина в центре картины уже не шевелится, он истек кровью, его руки безвольно упали на землю.

Полотно размером три с половиной на четыре метра мастер писал больше полугода, а потом взял и полностью заново написал всего за пятнадцать дней. Картина получилась очень яркая, впечатляющая, никого не оставляющая равнодушным.

Живопись иногда становится резкой, бьющей наотмашь, опасной и обличающей. Никого не оставили равнодушными события на греческом острове, пережившим кровавую бойню, устроенную турками поработителями. В этой истории было все — вероломство, кровожадность, бесчестие, предательство… В наказание за свободолюбие и стремление сбросить иноземное ярмо жители были наказаны. По приказу правителя Османской империи убивали детей, женщин, мужчин. Из стотысячного населения выжило менее двух тысяч, которые были насильно обращены в ислам.

Для передачи всего ужаса резни художник использует необычный прием. В его работе нет сильных эмоций, на лицах жертв нет страданий, лица убийц также показательно спокойны. Но именно это и вызывает самый сильный отклик в душе зрителя.

Несчастные жертвы вероломного нападения перестали сопротивляться, они покорились своей участи и ждут неизбежного конца. В них даже нет страха смерти, лишь ожидание…

Турецкий всадник на вздыбившемся коне также не испытывает к своим жертвам никаких чувств. Он выполняет приказ и спокоен, уверенный в справедливости происходящего.

Безликая природа, создающая фон для первого плана, также никак не подчеркивает драматизм сюжета. Она равнодушно созерцает, не в силах изменить ход трагедии.

На картине Делакруа отражен один из трагических эпизодов в истории Греции. В один из дней сентября 1821 г., турецкие войска вторглись на остров Хиос, что в Эгейском море. В отместку за то, что местное население с сочувствием отнеслось к событиям народно-освободительной борьбы греческого народа против турецкого ига, турки вырезали десятки тысяч жителей и тысячи угнали в рабство.

Картина «Резня на Хиосе», стала своеобразным ответом на бесчеловечность этой акции. На фоне вооруженных всадников, перед зрителем предстают обреченные на смерть жители острова. Они смирились с предстоящей гибелью, их взгляды отрешены. Хиосцы осознают неизбежность и лишь крепче прижимают к себе плачущих детей. А на втором плане – аккуратные здания расположились в долине, освещаемой благодатным солнцем Средиземноморья. Там тоже поселилась смерть, турецкие войска убивают всех подряд.

Взгляд зрителя скользит дальше и долина сменяется пасмурными водами Эгейского моря, впитавшими в себя всю боль и жестокость разыгравшейся драмы. Светлая полоса неба над темной гладью моря, равнодушно взирает на всех участников.

Делакруа возвращается к образному языку и символизму древнегреческой трагедии. Турецкий кавалерист, который волочит за собой обнаженную гречанку, остается непоколебим и холоден к страданиям несчастных. Он – знак грядущей неволи и оков. Символичен и маленький ребенок, тщетно пытающийся прильнуть к груди убитой матери. Кровь, красным ручьем вытекает из тела смертельно раненного мужчины и щедро окропляет высохшую почву.

Обломок кинжала рядом, показывает, что силы сопротивления истощены и сломлены. Пустая торба недалеко от кинжала, символизирует о моральной и материальной опустошенности этой опаленной и политой страданиями земли.