Анализ картины Эжена Делакруа Взятие Константинополя крестоносцами - Эжен Делакруа
Анализ картины Эжена Делакруа Взятие Константинополя крестоносцами

Анализ картины Эжена Делакруа Взятие Константинополя крестоносцами

Византия со своей богатейшей столицей Константинополем пленила многие страны и народы. Завладеть богатствами Византии мечтали многие. В 1202 году Константинополь (нынешний Стамбул) был разграблен крестоносцами, которые отправились в свой Четвёртый поход на Иерусалим. Могущественная армия не смогла побороть искушение, оттого и отклонилась от первоначального маршрута, чтобы захватить столицу Византии, о богатстве которой ходили настоящие легенды. Этому историческому событию посвятил Эжен Делакруа своё полотно.

Живописец применил хорошо освоенный приём – панорамное композиционное построение. Мастер предлагает нам рассмотреть всё происходящее с высокой точки. Восседая на лошадях с флагами и хоругвями, крестоносцы двигаются по городу. Во главе армии — Бодуэн Фландрский. Армию обступили мирные жители Константинополя. Они молят о пощаде захватчиков. Но в отличие от других полотен художника, крестоносцы не выглядят кровожадно и жестоко, они предстают перед зрителями скорее утомлёнными, и даже в какой-то мере смущёнными. Сцен баталий или резни здесь также не найдёшь. Делакруа сосредоточился на зрелищности — представленная сцена выглядит театрально. Это, в первую очередь, достигается богатым широким фоном за спинами всадников и просителей.

Беспокойное небо, лазурная вода, богатый зелёный рельеф, неровные цепочки белокаменных строений — всё подчёркивает исключительную красоту захваченного города. Крестоносцы ворвались будто в сказочный Эдем. И Эдем пал под натиском сурового войска, обратив город в стонущую толпу, молящую о пощаде.

Представленную картину у Делакруа купило государство, и пополнило коллекцию исторического жанра Лувра. Сегодня эта динамичная и эмоциональная работа французского художника-романтика экспонируется там же.

Крестоносцами был неожиданно разграблен богатейший город мира – Константинополь (нынешний Стамбул). О его несметных богатствах ходили легенды – это видим и послужило причиной столь внезапного и разрушительного нападения. Могущественнейшая армия захватила столицу Византии. Весь ужас происходящего запечатлел на своей картине Э. Делакруа.

Местные жители умоляли о пощаде, но их мольбы не были услышаны хладнокровными и беспощадными воинами, об этом говорит чёрный дым, застилающий весь горизонт и закрывающий белоснежные и шикарные строения красивейшего города, раскинувшегося на берегу морской бухты, окружённой утопающими в роскошной зелени горами.

Картина Эжена Делакруа Взятие Константинополя крестоносцами впечатляет своей панорамной композицией. Мы видим всё происходящее с высоты, поэтому от взгляда зрителя не ускользают даже самые мелкие детали. Открывающаяся красота панорамного пейзажа омрачается тёмными действиями воинов, вторгшейся армии. И так нелепа эта ситуация – на фоне роскоши и красоты – ужас смерти и отчаяние безвыходности.

На первом плане картины страх и ужас местных жителей, молящих о пощаде. Но в воздухе витает дух неминуемого бедствия, это усиленно подчёркнуто разорванным флагом города под копытами лошадей захватчиков. Но, как ни странно, крестоносцы не выглядят на картине агрессивными и смерть несущими, они страшны именно своим хладнокровием и бездушием.

В спокойствии и уверенности вся их разрушительная сила, которая непоколебима ни перед слезами женщин и детей, ни перед немощью стариков. Они хладнокровно и уверенно грабили город, о чем на заднем плане картины повествует дым от разграбленных и сожжённых домов.

Обращает на себя факт несоответствия изображения масштабности композиции и всего нескольких человек из армии захватчиков. Художником не показана вся армия, он делает акцент на том, что все войны – это результат мышления и усилий нескольких человек. Вся трагедия идёт из одной головы.

Очень тревожное, застланное чёрным дымом небо, в сочетании с красотой белых шикарных домов дают осознание кратковременности счастья от богатства, о чём также говорят шкатулки с драгоценностями около поверженных жителей, несколько мгновений назад богатейшего города. Перед лицом смертельной опасности – единственная ценность – жизнь близких.