Анализ картины Эжена Делакруа Охота на львов в Марокко - Эжен Делакруа
Анализ картины Эжена Делакруа Охота на львов в Марокко

Анализ картины Эжена Делакруа Охота на львов в Марокко

Эжен Делакруа (1798-1863) — французский живописец и график, один из родоначальников романтического направления в европейском искусстве.

Полотно интересно сюжетом, новым для своего времени, необычайной красочностью и эмоциональностью изображения. Художник написал картину, в которой сумел живо передать свои впечатления от Марокко, через целых двадцать лет после путешествия в Африку.

Сцена охоты пронизана динамикой и энергией, буквально чувствуется напряженная атмосфера, царящая перед схваткой со львом. Делакруа выбирает не кульминацию события, а момент, предшествующий ей. Еще минута — грянет выстрел и начнется борьба. Цветовые соотношения наполнены контрастами красного, синего и зеленого. Природа, служащая фоном происходящему, не бесстрастна, она выступает одним из героев произведения. Во всем ощущается внутреннее движение: ствол дерева кажется перекрученным, бурлит и поднимается волнами даль, уходящая к горизонту, беспокойно переступаете ноги на ногу и вырывается лошадь. Подобная трактовка темы весьма показательна для художника-романтика. Путешествуя по Востоку, Африке, интересуясь культурой других стран, романтики привнесли в искусство новые, неизбитые сюжеты.

Свою картину «Охота на львов в Марокко» Делакруа пишет в 1854 году по воспоминаниям двадцатилетней давности о путешествии в Восточную Африку. Стиль живописи, эмоциональная напряженность запечатленной сцены подготовки к бою со зверем двух охотников достаточно типична для Делакруа, но ярко выделялась среди приверженцев классицизма, еще господствовавшего в искусстве Франции середины XIX века.

Большинство работ Эжен Делакруа пишет на литературные или исторические сюжеты, особенно впечатлившие художника, выбирая момент апофеоза события или определенного предвкушения кульминации, когда все участники сцены – и природа, и люди – еще находятся в смятении перед последней минутой, но ножи уже занесены для рокового удара, ружья заряжены, приготовлены бокалы с ядом.

Так и охота в Марокко отразила секунду до схватки людей с разъяренным львов. Двое охотников расположились в засаде под деревом на небольшом скалистом утесе возле горной реки. Их ярко-красные и почти белоснежные одеяния резко контрастируют с тенью дерева и скал, несколько неестественные изгибы рук и стоп, обнаженный клинок на переднем плане картины – все это подчеркивает еще сдерживаемый сгусток энергии, который через мгновение перейдет в тяжелый поединок со зверем с непредсказуемым исходом. Под утесом еще двое арабов пытаются успокоить рвущуюся от страха лошадь. Слепящее голубое небо и горный поток разрезают глубокую тень дерева и скал, нарушая общий световой баланс изображения, чем усиливается динамичность сюжета на фоне умиротворяющего горного пейзажа.

Работая над картиной, Эжен Делакруа параллельно делает эскизы для своей большой «Охоты на львов», тему которой он снова выбирает, уже для Всемирной выставки в Париже 1855 г. Так основатели романтизма, путешествуя по экзотическим странам, привнесли новый яркий стиль и необычные сюжеты в культуру академического Старого Света.