В 1836-ом году французский художник Делакруа приступил к рисованию портрета Шопена, но, к сожалению, он так его и не закончил. Это не самая главная картина в творчестве автора, но все же в ней есть много такого, что делает ее очень интересной для поклонников Делакруа. Источником вдохновения для написания картины был близкий друг художника композитор Шопен. Делакруа сам захотел нарисовать его портрет, поэтому перед нами предстает картина, нарисованная из личных побуждений, и на ней изображен человек, очень близкий и дорогой для автора. Поэтому в данном полотне можно заметить некую доброту. Кроме этого, Шопен это человек, который обладает настоящим музыкальным талантом, его композиции заслужили любовь и уважение тысячи людей, а значит, картина представляет интерес не только для поклонников художника, но и композитора.
Делакруа удалось изобразить очень харизматичный образ, карие глаза Шопена наполнены глубокими и сильными мыслями, в них отражается разум, хранящий в себе множество ярких шедевров. Такие черты лица, как мужественные скулы, горбинка на носу, волнистые волосы придают Шопену образ сильного, порывистого и весьма неординарного человека. Складывается ощущение, что композитор весь в напряжении, ведь ему так хочется творить, а не сидеть на одном месте в одной и той же позе долгое время. Делакруа всегда хотел удивлять и поражать своих почитателей, эта черта характера как нельзя лучше олицетворяла его и Шопена. Именно поэтому, рисуя полотно, автор вложил в нее не только знания, но и частичку души. У художника было множество полотен, которые его современники считали слишком новаторскими и бунтарскими, наверное, именно из-за этого он так и не смог стать учителем искусства. А жаль, ведь именно эта смелость делает автора и его картины удивительными.
Не самая известная, к тому же незаконченная работа великого художника, тем не менее привлекает внимание критиков и публики уже почти два века. Все дело в истории создания работы. Мастер был дружен с композитором. Их объединял неукротимый творческий темперамент и жажда творчества. Работа не была заказана художнику, он начал писать портрет по собственному желанию. Более того, композитор никогда не позировал мастеру, работа должна была стать сюрпризом. Однако, закончен портрет не был. Как утверждал сам художник, его покинуло вдохновение и писать друга с «холодным сердцем» мастер просто не мог.
Перед зрителем бледный молодой человек с пышной, артистической шевелюрой. Смелыми, мощными мазками мастер создает образ энергичного, погруженного в свои раздумья человека. Ничто не отвлекает зрителя от лица героя. Нарочито строгая одежда, нейтральный фон. Мы можем только предполагать, каким бы выглядел композитор, если бы работа была закончена.
Художник всю свою жизнь слыл революционером и ниспровергателем живописных традиций. Но в этой незаконченной работе перед нами талантливый и образованный традиционалист, использующий все средства реализма для выражения непростого и гениального внутреннего мира великого музыканта.
Этот портрет занимает далеко не самую ключевую роль в творчестве художника, но в то же время очень интересен по многим причинам.
Во-первых, этот портрет был создан автором не на заказ, а исключительно из личных побуждений. Все дело в том, что польский композитор приходился близким другом для Делакруа, а значит, мы можем лицезреть портрет, созданием которого занимался талантливый художник, который лично очень хорошо знал объект и очень тепло к нему относился. Кроме того, на картине изображен человек, мастерство которого как композитора находится на уровне самых величайших композиторов всех времен и народов, что, несомненно, вызывает определенный интерес к его личности.
Итак, на картине смелыми мазками создан очень харизматичный образ Шопена. Его глубокие карие глаза наполнены ярким и сильным разумом, которому предстоит родить еще много музыкальных шедевров. Мужественные скулы, нос с горбинкой и волнистые волосы создают единый образ человека неординарного, порывистого и экспрессивного. Герой картины находится словно в напряжении от долгого позирования, ведь романтичная душа требует активности, незамедлительно творить!
В Делакруа до самой его смерти кипела жизнь, желание создавать полотна, которые поразят всех современников. Возможно, в этом был он похож на Шопена. И быть может, многие схожие взгляды на мир и творчество были у этих двух великих людей.
Художник написал большое количество портретов, занимался монументальной росписью, и многие его полотна были признаны бунтарскими и чересчур смелыми… Из-за подобного мнения в официальных кругах величайший мастер так и не был допущен к преподаванию своей стихии – искусства. И вот среди множества полотен Делакруа этот портрет, являющийся самым известным среди портретов Шопена, так и не был закончен, что заставляет лишь предполагать, насколько удивительной могла бы стать эта работа.