Анализ картины Эдварда Мунка Больная девочка - Эдвард Мунк
Анализ картины Эдварда Мунка Больная девочка

Анализ картины Эдварда Мунка Больная девочка

“Больная девочка” — первый шедевр Мунка, основан как раз на воспоминаниях о болезни Софи. Бледная, нездоровая девочка лежит на кровати. Кажется, что она с трудом дышит, а ее взгляд направлен налево, в сторону черного занавеса — кажется, больная смотрит в скрытое там лицо смерти. Рядом с кроватью сидит женщина, ее голова опущена, а поза выражает отчаяние. Это тетя Софи и Эдварда, Карен, которая заменила детям мать. Девочка и женщина держатся за руки: их соединенные ладони находятся в центре композиции, указывая на родственную и духовную близость.

Комната погружена в мрак, но лицо девочки как будто излучает свет. Несмотря на хрупкость и бледность, больная кажется умиротворенной. Женщина в черном, напротив, измучена — создается ощущение, что умирающая девочка утешает тетю, которая остается в земном мире страдать и тосковать по умершим.

Позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен. Мунк увидел ее, когда вместе с отцом-врачом пришел в дом Нильсенов. Маленький брат Бетси сломал ногу и девочка утешала его со слезами на глазах. Впечатленный ее вдохновенным лицом, художник сделал несколько набросков для картины.

Мунка очень тяготила, но в то же время и вдохновляла тема смерти. Личная боль после потери родной старшей сестры Софи, ушедшей из жизни от туберкулеза, послужила для него толчком в создании полотна «Больная девочка».

Изображение заставляет проникнуться смотрящего трогательными и сентиментальными чувствами. Персонажи картины — это женщина преклонных лет и девочка, которая выглядит больной. Женщина, возможно, вознося отчаянные молитвы к небесам, держит хрупкое дитя за руку. Ярко-рыжие волосы, полулежащей на подушке девочки, подчеркивают нездоровый цвет ее кожи. От нее исходит легкое свечение, олицетворяющее ее скорый отход в мир иной.

Хотя на полотне есть яркие краски, оживляющие его вид, в целом работа Мунка производит довольно тяжелые впечатления. Множество темных цветов наводит на трагические мысли о неминуемой и приближающейся смерти.

Несмотря на всю мрачность комнаты и обстановки в целом глаза больной девочки не выражают боли или страха. Ее взгляд полон смирения и спокойствия, быть может, она не понимает, что с ней должно произойти. Это заставляет смотрящего сопереживать страданиям несчастной больной.

“Больная девочка” Эдварда Мунка была представлена публике в 1886 году и почти никому не понравилась. Критики были в ужасе, называли картину незаконченным этюдом, который просто стыдно выставлять на суд людской. Возмущение вызывали непроработанность деталей (например, что ладонь девочки плохо прорисована), вертикальные полосы через полотно, грубо обработанные переходы. Но в этой работе уже виден особый почерк Мунка, его своеобразие и болезненная искренность, Прошло несколько лет и “Больная девочка” стала признанным шедевром.

Тема картины не отпускала Мунка всю жизнь. Он нарисовал шесть вариантов “Больной девочки”, которые различаются в стиле и цветовой гамме. Первая и последняя версии выставляются в Осло: ранняя в Национальной галерее, поздняя — в музее Мунка.