Жуткое полотно. По степени страха оно даже ужаснее другого произведение Мунка – «Крик». Там ужас в лице и безмолвный крик с полотна заставляет закрывать уши и почувствовать себя неуютно. А здесь…
Здесь более, чем неприятная ситуация. И не поцелуй, и не акт насилия, а что-то непонятное, но отчаянное и горестное.
История этого полотна немного странная. Художник пришёл в гости к своему коллеге и застал его сидящего на корточках перед полуобнажённой женщиной и положившего ей на колени голову. А та просто склонилась над ним и при этом её волосы как бы обволокли мужчину сверху. Ощущение что это льётся кровь придавалось за счёт цвета волос – огненно рыжими. Мунк так и застыл на пороге, а потом прошептал им: «Остановитесь! Я зарисую!». И вскоре, через часа полтора на свет появилось полотно «Вампир». Хотя на самом деле то была любовь, нежность. Но сам Мунк воспринимал любовь, как вампирство, как нечто злое и чуждое ему самому. Он ненавидел это чувство.
Густой атмосферой ужаса наполнена работа Эдварда Мунка Вампир. Краски подобраны со вкусом к собственным страхам и комплексам. Правда, первое впечатление недолговечно. Зритель постепенно меняет свое отношение к сюжету. При внимательном рассмотрении картины мы можем видеть лишь крепкие объятия влюбленной пары. Страх и ужас сменяются страстью, а тяжелая и гнетущая атмосфера чудесным образом меняет свою окраску.
Подобная двойственность характерна для нескольких работ мастера. Вечная борьба противоположностей всегда привлекала художника, который таким образом пытался разобраться с собственными страхами и тайными желаниями.
Известно, что эту работу художник долго «режиссировал», для позирования он пригласил своего друга, а натурщицу вызвал профессиональную. Ракурс картины был найден быстро. Очевидно, на полотне перед нами предстает один из кошмарных снов художника.
Сюжет работы так был важен для автора, что работа была выполнена в нескольких копиях одна из которых была не так давно похищена из галереи, правда, достаточно скоро работа вернулась в музей.
Причины такого отчуждения скрывались под его личностью. Он вообще был странен для того времени и кажется даже сейчас он вряд ли был бы понятен. Почти все его полотна мрачные, зловеще-предостерегающие о чём-то злом и неприятном. Вот и здесь, особо не стараясь прикрыть чем-то красивым, он делает фон мрачно-чёрным, лица загадочно странными и почти не видными для нас. Жутко, но рациональный человек более спокойный, сможет различить волосы от потока крови, нежный поцелуй в шею от вампирского укуса в шею. Скорее всего, тогда замерев в этих позах, они оба разговаривали. Это не мешало Мунку, он просто работал и никакие чувства не могли его затуманить.
Мунк так и остался для нас, простых обывателей, загадкой, которую так и не раскрыли до сих пор. Странные его картины уже давно высоко оценены не только искусствоведами, но и богатыми собирателями коллекций.