Эдвард Мунк был в числе первых художников, открывших новое направление. Экспрессионизм представлял собой течение, главной идеей которого было художественными средствами выражать сильные эмоциональные переживания.
Апогеем творчества Мунка многие ценители искусства называют картину «Крик». Получившее феноменальную популярность творение норвежского живописца относится к серии похожих работ. Среди них вспоминается работа «Отчаяние» 1892 г.
Автор сделал письменную пометку к картине. В ней он описывает один эпизод во время прогулки. Он был в компании с двумя товарищами. Время близилось к вечеру, солнце садилось, и небо разгоралось алыми красками. Этот цвет впечатлил художника, он показался ему кроваво-красным. Мунк ощутил приступ меланхолии. Он устало прислонился к забору на мосту. Друзья оставались непричастными к внезапному озарению остановившегося друга. Они продолжили путь вдвоем, увлеченные разговором.
Мы видим описанный сюжет в «Отчаянии». Одинокий мужчина в шляпе на переднем плане с грустью и усталостью вглядывается в бездну. Вдали виднеется фьорд, пристань и городские строения. Над землей красным пламенем закрашено небо. Еще двое персонажей стоят поодаль, безликие и безразличные.
Настроение картин Мунка меняется от страха к ревности, от меланхолии к отчаянию и крику. Мрачное восприятие мира отражено в сотнях полотен живописца. Эмоции человеческого горя и пессимизма заслуживают пристального внимания. Автор отражает их на холсте контрастными красками и плавными мазками. Несмотря на отсутствие четких черт на лицах его персонажей, на них все же заметны сильные эмоции. В этом гениальность мастера и его самобытность.
Картина «Отчаяние» Эдварда Мунка порождена глубоким чувством одиночества, безысходности и смирением перед трагичным исходом жизни.