Полотно Дмитрия Левицкого Портрет Воронцовой написано в 1783 году, на сегодняшний день находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Левицкий отличался особым подходом к вырисовыванию женских силуэтов. Он грамотно подчеркивал их нежность и изящество, что в последствии стало его характерной особенностью.
При работе с портретами художник всегда оставался объективным, чтобы передать изображению настоящие характерные черты модели. В данном случае речь идет о некой грусти и доле усталости, что читаются во взгляде и улыбке Воронцовой.
Портреты девочек Вороцовых, создававшиеся, вероятно, для фамильной портретной галереи, признаюся исключительным явлением в русском искусстве XVIII века. Они поражают вниманием к внутреннему миру изображенных, удивительным мастерством в передаче фактур различных тканей и тонкой гармонией цветовых отношений. Мария Артемьевна Воронцова — графиня.
Старшая дочь графа Артемия Ивановича Воронцова и Прасковьи Федоровны, урожденной Квашниной-Самариной.
Фрейлина императрицы Марии Федоровны. Взяла на воспитание А. А. Станкер, осиротевшую дочь своей троюродной сестры А. Ю. Пушкиной, родственницы А. С. Пушкина. По свидетельству М. Д. Бутурлина, М. А. Воронцова отличалась необыкновенным остроумием и помнила множество историй из жизни императорского двора.
Портреты семьи Воронцовых происходят из собрания А. К. Болдырева, приходившегося внуком младшей дочери А. И. Воронцова — Прасковьи Артемьевны Тимофеевой.
Отец Левицкого в свое время стал для художника наставником, вкладывая в сына любовь к искусству и помогая ему приобрести свои характерные черты как творца. Члены семьи Воронцовых были хорошо знакомы с художником. Он не раз рисовал портреты супругов и их дочерей. На полотне восседает Екатерина Алексеевна Воронцова – наследница адмирала Сенявина.
Она была супругой графа Сергея, который являлся русским посланником в Италии. Их счастливый брак продлился недолго: в конце 1780х годов графиня умирает в Италии, оставив любимого мужа с двумя детьми, сыном Михаилом и дочерью Катей. На самом портрете она изображена с фрейлинским шифром Екатерины 2 вдоль ленточки. Она представлена в золотистом платье с глубоким декольте, которое характерно для знатных женщин того времени, пышные волосы убраны назад.
Художник играл со светом, расположив его преимущественно на силуэте Воронцовой, оставив позади затемненные участки фона. Таким образом, творец добивался эффекта величия личности, акцентировав внимание зрителя на ее персоне. Особое внимание Левицкий уделил ее наряду, исключив оттуда украшения. Как писали современники, Екатерина была угловатой и скованной, что умело передал художник. Во взгляде читается смущение, но в то же время и понимание своей женской красоты.