Анализ картины Дмитрия Левицкого Портрет А. Ф. Кокоринова - Дмитрий Левицкий
Анализ картины Дмитрия Левицкого Портрет А. Ф. Кокоринова

Анализ картины Дмитрия Левицкого Портрет А. Ф. Кокоринова

В этом портрете Левицкий демонстрирует свободное владение живописным мастерством и хорошее знание приемов создания сложных композиционных портретов. Фигура портретируемого, изображенного в академическом мундире, расположена в центре и четко читается на фоне. Вокруг — аксессуары, несущие большую смысловую нагрузку: слева на столе — лист с планом здания Академии и большая академическая печать, позади — шкаф для хранения академической казны. В этом портрете выявлены все особенности искусства Левицкого: изысканный подбор красок, поразительное мастерство в передаче фактур различных материалов, умелая постановка фигуры и убедительная характеристика лица.

Александр Филиппович Кокоринов – талантливый архитектор восемнадцатого века, один из проектировщиков и первый директор Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Художник Левицкий многим обязан своему покровителю Александру Филипповичу, его безмерное уважение к его фигуре отражено в этом парадном поясном портрете.

Аристократизм портретируемого со вкусом подчеркнут благодаря величавой, открытой позе Кокоринова, его красивым одеждам: здесь и атласный камзол, шитый золотыми нитями, и белоснежный кафтан с соболиными мехами. Уверенным жестом правой руки Кокоринов указывает на свои чертежи здания Императорской Академии.

Находясь в своем просторном кабинете, Кокоринов ощущает гордость за проделанную им работу, об этом говорит его «хозяйская поза» – облокотившись на спинку резного стула он с удовольствием показывает художнику свои «владения». Взгляд портретируемого, однако, нельзя назвать горделивым, Кокоринов смотрит на зрителя смешливо, взгляд его теплый и усталый, ощущается значимость работы, проделанной им. Шпага и напудренный парик – неоспоримые атрибуты аристократа, каким является Александр Филиппович.

Конечно, на лице директора Академии Художеств нет никаких признаков тревоги, предчувствия предстоящего разлада на любимом поприще. Нет ничего, что сигнализировало бы о буре, надвигающейся на судьбу архитектора. Как известно, несколько лет спустя после вступления архитектора в должность жизнь его круто изменилась, травля, устроенная его «конкурентами», сломит этого большого и сильного человека, заставит его покончить с собой.

Сила портрета Левицкого создает впечатление человека, твердо идущего к своей цели, с теплым огоньком в душе. Мастерство Дмитрия Григорьевича Левицкого создает точный психологический портрет великого архитектора.

Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772) — архитектор, директор Академии художеств. Родился в Тобольске в семье чиновника, учился в Москве у И. К. Коробова и Д.В. Ухтомского. С 1754 году жил в Петербурге, был произведен в архитекторы и поступил помощником к Ф. Б. Растрелли. Пользовался покровительством И. И. Шувалова. В 1758 году был назначен архитектором Академии художеств, где стал одним из первых русских преподавателей. В 1760 году назначен инспектором Академии художеств, в 1761 — ее директором. В 1765 году Кокоринов получил должность профессора архитектуры, в 1767 — адъюнкт-ректора, и в 1769 — ректора Академии. Умер в 46 лет (покончил жизнь самоубийством) и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

Кокоринов многое сделал на посту руководителя Академии, был инициатором ряда нововведений. Совместно с Ж. Б. Валлен-Деламотом принимал участие в проектировании и строительстве здания Академии художеств. В 1770 году Левицкий на большой академической выставке за портрет Кокоринова был удостоен звания академика.