Дмитрий Левицкий был признанным мастерам парадного портрета, с заказами к нему обращались самые видные деятели государства. При этом, художник умел внести в работу богатое символическое значение, а иногда даже позволял себе нотку иронии. Именно поэтому его картины интересно рассматривать даже спустя столетия после создания. С помощью прочтения художественного символического языка образованный зритель может понять об изображенном герое очень многое.
Потрет Екатерины второй был заказан мастеру канцлером Александром Безбородко для своего дома. Царица изображена как справедливая правительница, приносящая в жертву общественному благу свой личный покой. На фоне развернулся интерьер храма Фемиды – белая гипсовая статуя богини правосудия возвышается на метровом постаменте. Слева стоит мраморная колонна, укрытая бархатной портьерой. Рядом изображение морской гавани с силуэтами кораблей. Перед Фемидой стоит алтарь, на котором императрица сжигает алые маковые цветы – аллегорическое обозначение бога сновидений Морфея. Так правительница показывает, что жертвует своим сном и покоем во благо государства.
Зритель может представить особенности портрета в период классицизма. Мы можем понять особенности искусства, его символику и аллегорию. Екатерина находится в храме самой богини Правосудия. Она сжигает цветы мака на специальном алтаре. Вместо короны на голове императрицы лавровый венец. Орден святого Владимира говорит о том. Что Екатерина сделала многое для страны. Об этом же свидетельствуют книги, которые лежат у ее ног. Это истина.
В этом грандиозном портрете ярко проявились основные черты классицизма. Прежде всего, это очень насыщенные цвета. Холодные тона здесь преобладают. Можно почувствовать деление на несколько планов в пространстве. Формы скульптурны. Они максимально сдержаны и одновременно пластичны. Художник умело использует приемы аллегории. Мы видим Екатерину в одежде из атласа белого цвета.
Перед нами настоящая женщина античных времен. Двигается она плавно, а улыбается очень приветливо. Именно таким должен быть руководитель сильной страны. Для создания величественного эффекта использованы определенные детали: ковер слегка сдвинут, бледно-желтый атлас переливается, видна роскошная мантия из горностая.
Левицкий создал образ, максимально идеализирующий Екатерину. В него он заложил идеи о том, что монарх царствует только для народа и живет он по тем законам, которые существуют в государстве.
Содержание картины носит непортретный характер. Это сближает ее с историческими полотнами того времени. Этот портрет аллегорический. Чтобы изобразить настоящую государыню, необходимы были подтверждения в виде аллегорий и символов. Левицкий стремился к достоверности.
Перед нами не просто портрет, а идея. Художник дает своеобразный наказ императрице. Именно так дворянская интеллигенция представляла себе монархическую власть в идеальном ее виде.
Сама Екатерина II предстает в белом атласном платье и царской мантии. Из регалий на ней лента ордена Св. Владимира и цепь ордена Андрея Первозванного, вместо короны на голове лавровый венок – все это знаки отличия за труды на пользу обществу. Лежащие у ее ног книги символизируют истину, на которую опирается законодательница при принятии тех или иных указов. На книгах сидит орел, вооруженный громовым символом – перуном. Он охраняет свод законов, следит за их соблюдением.