Анализ картины Алексея Саврасова Весна. Огороды - Алексей Саврасов
Анализ картины Алексея Саврасова Весна. Огороды

Анализ картины Алексея Саврасова Весна. Огороды

Картина выдающегося мастера пейзажной живописи, А. К. Саврасова, написана в 1893 году и относится к несомненным шедеврам русского изобразительного искусства XIX века. Отличительной чертой манеры письма живописца являлось стремление к предельной реалистичности изображаемого.

Его полотна поражают искренностью, трепетной любовью к окружающему миру. Саврасов не стремится “раскрасить” полотно, чтобы понравиться зрителю, усладить яркими красками или занимательным сюжетом – ему дорога и близка родина без прикрас.

Картина “Весна. Огороды” полностью соответствует художественным принципам автора.

На этой картине Алексея Саврасова Весна. Огороды художник изобразил то самое весеннее время, когда часть снега уже растаяла, а часть ещё лежит в низинах и затенённых участках, постепенно превращаясь во временный водоём.

Деревья стоят ещё голые, с редкими сохранившимися за зиму свёрнутыми прошлогодними листочками на ветвях. Но уже совсем скоро они позеленеют, украшая своим весенним одеянием всю деревенскую округу.

Часть плетня покосилась от напора зимних сугробов, но когда снег до конца растает, хозяева приведут изгородь в порядок.

На пригорке, свободном от снега, слегка зеленеет молодая травка и гуляют куры. На заднем плане виднеется крыша дома, а вдалеке взгляду открывается небольшая белая церковь, стоящая на пригорке.

Саврасов писал эту картину в худший период своей жизни. Он потерял работу в училище и скитался по ночлежным домам, перебиваясь случайными заработками. Мастер продолжал рисовать на заказ, но продавал свои картины за копейки, а всё заработанное пропивал.

Картина «Весна. Огороды» стала одной из своего рода прощальных работ мастера. В настоящее время она является частью коллекции Пермской государственной художественной галереи.

Полуразвалившийся под снежным напором плетень, несколько хилых деревцев и невысокие кустарники в низине приближены к зрителю и составляют передний план холста. В небольшом овражке еще не растаял снег, однако наступающее тепло уже образовало на поверхности небольшие лужицы талой воды.

На возвышенности снег сошел полностью, и влажная земля жадно подставляет подсыхающие поля первым весенним ветрам. Наступающему потеплению радуется домашняя живность – несколько кур деловито роются в оттаявшей земле на склонах пологого оврага, собираясь поживиться первой весенней добычей.

В центральной части полотна, в отдалении, художник изобразил крестьянский двор. От домика, сиротливо стоящего посреди пустующего пространства, видна только крыша. Из трубы идет жиденький дымок – видимо, запас дров закончился и обитателям приходится согревать жилище чем придется. Поблизости от жилья виднеется лесополоса – такой посадкой крестьяне защищали посевы от ветров.

Поодаль виднеется небольшое строение, похожее на небольшую церквушку или колокольню, коих во множестве было разбросано по необъятным российским просторам.

В верхней части холста небо затянуто густыми серыми, плотно нависшими над землей облаками, однако вдали, по их краю робко пробиваются первые весенние лучи солнца. Грядущее обновление всего живого уже близко, темнота и стужа отступают, природа просыпается от зимней спячки. Совсем скоро придет долгожданное тепло и жизнь вновь засияет яркими красками.

Показывая своим пейзажем малообитаемое большое пространство, Саврасов своей картиной подчеркнул необъятность родных российских просторов, их вольную ширь и бескрайность.

Картину в исходном варианте можно увидеть в Государственной художественной галерее г. Перми.