Если посмотреть на пейзаж Алексея Саврасова, то сразу же можно ощутить мягкость застывшего света, чувство непередаваемой свободы и ровное, спокойное дыхание русской природы. История этой картины такова, что художник, совершая поездку по различным российским и украинским губерниям, вдохновился увиденным и захотел запечатлеть это на полотне. Рисунок отличается удивительной филигранной техникой, линии невероятно мягкие и плавные. Мастер использует идеально подобранную палитру красок, чтобы как можно ярче передать волшебство света и полностью раскрыть его внутреннюю гармонию.
Картина кажется нежной, но это не сказывается на стройности всей композиции, а придаёт ей особой прелести. Небо изображено плавными цветовыми переходами, которое вливается в золотистую степь, кажущуюся застывшей и бескрайней. Полотно создаёт ощущение покоя и умиротворённости, погружая в особый мир, таящий в себе необыкновенный магнетизм. Общий образ картины кажется законченным и полноценным, ни одни штрих не выбивается из общей композиции. На момент, когда Саврасов создал это произведение, он уже был зрелым и опытным пейзажистом.
Много света, много дыхания, много свободы – первое, что приходит на ум стоит лишь только взглянуть на знаменитый пейзаж Алексея Саврасова «Степь днём». Идея сюжета пришла к живописцу вначале 50-х после того, как он совершил поездку по южным губерниям России и Украины.
Картину Алексея Кондратьевича Саврасова Степь днём отличает плавный, нежный рисунок и филигранная аккуратная техника. Художник исключительным образом пользуется палитрой, чтобы целиком раскрыть магию цвета. Нежность, присущая картине, отнюдь не убавляет её стройности композиции – плавные цветовые переходы неба, погружающиеся в золотые просторы бескрайней степи, неизменно создают цельный законченный образ.
Полотно демонстрирует Саврасова уже как зрелого художника-пейзажиста. Сюжет не изобилует элементами – лишь небо, степь, узкая протока воды, да фигуры птиц. Но как умело мастер пользуется красками и техникой, чтобы картина выглядела интересной и «цепляла» взгляд!
Пейзажи Саврасова – это попытка отыскать самые трогательные, самые одухотворённые, интимные моменты – уверял Левитан, и, разумеется, данная картина только подтверждает хвалебные слова художника.
Это можно понять по тому, как он изобразил пейзаж, в котором не наблюдается никаких лишней деталей, а сам сюжет имеет ограниченное количество элементов. Виднеется застывшее небо, раскинувшаяся степь, небольшая протока воды и несколько птиц на переднем плане. Но особая техника, которой пользуется мастер, позволила ему создать полотно, притягивающее взгляды и кажущееся интересным. В пейзажах художника скрыты потаённые моменты, в которых он пытается выразить одухотворённость и трогательность живой природы. Он передает самые обычные и простые вещи, подчёркивая и выделяя их мягкими красками и великолепной манерой исполнения.