Анализ картины Алексея Саврасова Могила на Волге - Алексей Саврасов
Анализ картины Алексея Саврасова Могила на Волге

Анализ картины Алексея Саврасова Могила на Волге

Одно из самых сильных полотен работы Алексея Кондратьевича Саврасова – «Могила на Волге». Она относится к периоду расцвета творчества живописца, и по праву занимает место среди самых узнаваемых картин русской школы конца девятнадцатого века.

В истории русского искусства второй половины XIX столетия А. К. Саврасову принадлежит одно из самых почетных мест. Творчество этого художника сыграло первостепенную роль в становлении и расцвете русского реалистического пейзажа. Он был основоположником лирического направления в пейзажном жанре, человеком исключительного поэтического дарования и душевной чуткости.

Однако, с годами в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска. Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 году) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен «Могилы над Волгой» (1874).

Это одно из самых печальных произведений Саврасова, созданное им в период расцвета. Чувствуется вся хрупкость человеческой жизни. Одиноко стоящий крест на горизонте дает возможность прочувствовать всю грусть пейзажа. Ветви деревьев обнажены и выглядят совершенно голыми, земля вокруг поросла бурьяном.

Вся природа как будто умерла от тоски и печали. Но золотое небо накрывает всю эту грусть, тем самым давая понять, что надежда есть. Создается ощущение того, что душа будет озарена этим золотым светом. Картина словно подтверждает, что вечная жизнь есть, и она где-то там — на залитом золотом небе.

Долгие годы картину разыскивали сотрудники Третьяковской галереи. Но приобрести ее удалось сотрудникам Государственного художественного музея на Алтае в частном собрании в Москве в 1972 г.

Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.

Его ученик И. И. Левитан писал: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Критики высоко оценили это произведение, назвав его «пейзажем-поэмой», в котором заключена бездна чувств и переживаний, широкий эмоциональный спектр, переданный посредством выбранного сюжета, композиции, красок. Сочетание невероятного мастерства исполнения и точности задумки производят неизгладимое впечатление на зрителя. Очень любил эту картину Исаак Ильич Левитан, находивший, что в простоте «Могилы на Волге» заключен «целый мир высокой поэзии».

Пейзаж выполнен в темных тонах, но не оставляет гнетущего впечатления, несмотря на печальный вид одинокой могилы на берегу реки. Передний план картины, прежде всего бросающийся в глаза зрителю, как бы погружен в тень. Небольшая изогнутая голостволая береза, сухие травы, деревянный сруб могилы, стоящей отдельно от всего мирского, живого. Само олицетворение печали и одиночества, однако задний план резко контрастирует с этой меланхолией, создавая необычайное впечатление. Светлая возвышенная даль неба, ширь реки, золотящейся в лучах заходящего солнца – этими штрихами художник как бы дает понять, что земная жизнь не конечна. Печаль проходит, и на смену краткому человеческому существованию приходит нечто более возвышенное и значительное.

Вдаль от темного берега, где все мертво и покинуто, улетает, стремясь к высоким чистым небесам, одинокая птица. Так душа человека, отрешившись от земных оков, стремится к вечной благодати и умиротворению. Картина с изображением мрачного последнего приюта вызывает у зрителя чувство очищения, эмоциональной наполненности.