Анализ картины Федора Васильева Вид на Волге. Барки - Картины Васильева
Анализ картины Федора Васильева Вид на Волге. Барки

Анализ картины Федора Васильева Вид на Волге. Барки

Федор Александрович Васильев — удивительно тонкий пейзажист второй половины XIX века. Он соединил в своем творчестве романтическую линию живописи предшественников и предвосхитил зарождение в жанре пейзажа передачи эмоционального переживания художника, наблюдающего за природой. Расцвет таланта оборвала ранняя смерть Васильева, заболевшего туберкулезом.

Картина «Вид на Волге. Барки» разворачивает перед зрителем величественную панораму волжских просторов с высоким голубым небом, исполненную торжественного звучания.

Введя в пейзаж бытовой мотив с барками и бурлаками, художник стремится прежде всего подчеркнуть гармонию человека и природы. Невольно возникает сравнение с картиной И. Е. Репина «Бурлаки на Волге».

Известно, что многие живописцы совершали путешествие по этой реке и видели тяжкий труд бурлаков-невольников, подобные сюжеты встречаются и у других мастеров этого времени. Но Васильев, оставаясь верным пути художника-пейзажиста, не пытается призвать зрителя к социальному прочтению полотна, а стремится возвысить восприятие увиденной им природы до общечеловеческих чувств и настроений.

Мастерски переданная сложная «жизнь» неба содержит в себе гамму «очеловеченных» переживаний — драм и радостей, душевных потрясений и воскресения духа. Одаренный тонким восприятием цветовых оттенков и переходов, Васильев неподражаем в колористическом решении полотен — теплая золотисто-коричневая ткань земли и солнечный свет удивительно нежно подчеркивают прозрачную синеву неба и водных пространств.

Волга. Самая красивая и широкая река в Европе. Самая мощная по всем параметрам, которые можно придумать. Самая… Нет уж слов, чтобы её хоть как-то описать. Тут всё и так понятно.

Эта река столько раз появлялась на полотнах русских живописцев, что кажется, она нам знакома до капельки. А вот и нет! Разная эта река, она с характером. И тому, у кого нет лодки, рядом с ней делать нечего. Да даже если лодка имеется, с Волгой ещё договориться надо. А не договорившись не получишь от неё богатого улова или может случиться беда с лодкой.

А по сути, Волга всегда была рекой-кормилицей. Для всех. И для богатых она была основой состояния, и для бедных – основой выживания. Вот как раз на полотне именно бедняки и изображены.

Барки, скорее всего, кого-то побогаче и даны они им в складчину. Это помогает выжить. Собирается бригада из бедняков, как правило, это родственники. И на то время пока река не замерзла, они нанимаются на службу. На всё лето до глубокой осени. И вот так от весны до осени зарабатывают себе на пропитание.

Порыбачат или товар какой по реке свезут и к вечеру пристанут к берегу, на ночлег. Да и отдохнуть не помешало бы… варят ужин, устраивают себе спальные места. Для надёжности барки свяжут друг с другом и покрепче привяжут на берегу. Это тоже от реки спасение. Ведь река словно живой организм, бывают и приливы и отливы. Так что надёжнее было пришвартоваться удачно и укрепиться получше. Да и народ по всюду лихой ходит, могли барки по сплаву украсть. А это будет совсем плохо: и не заработаешь ничего, и за барку ещё расплачиваться придётся – идти в кабалу в прислужники никому не хотелось.

Но как дивно и красиво художник изобразил закат. Как сочно изображено небо. Оно местами синее, а так по нему уже бегают мощные тучи. В тихих водах Волги небо призрачно отражается, а берег степной и вовсе манит своей желтизной. Яркая работа, хорошая работа.