Алексей Саврасов был сыном зажиточного купца, активно протестовавшего против занятий сына рисованием. Кондратий, отец будущего художника, торговал изделиями из шерсти, и искренне надеялся, что отпрыск продолжит его дело. Но маленький Алексей целыми днями копировал гуашью иллюстрации из журналов. К удивлению Кондратия, мальчику удалось продать несколько работ на рынке – после этого начинающий художник поступил в училище живописи и самостоятельно оплачивал учебу. Его легкие, детальные пейзажи нравились и учителям, и критикам и охотно покупались коллекционерами. Великая княжна Мария Николаевна, сестра царя, случайно увидев работы молодого Саврасова, вызвала его к себе на дачу с приказом написать несколько пейзажей. После выполнения заказа она предлагала ему остаться и в будущем работать в Петербурге – но молодой человек, робкий и стеснительный, предпочел уехать обратно в Москву.
Звание академика живописи художник получил очень рано – в двадцать четыре года. Но дальше неприятности валятся на художника одна за другой. Из пяти появившихся на свет детей выживает только один; как у учителя у него слишком мало учеников – и, соответственно, мало денег. Алексей начинает выпивать, лишается казенной квартиры, позднее его увольняют из училища. Умер творец в одиночестве в больнице для бедных.
В пору расцвета таланта Саврасова пейзажный жанр в России находился в стадии становления; потому во многом он был первооткрывателем. Работы художника дышат романтизмом и легкой грустью; из-за этого многие современники считали их поверхностными и подвергали суровой критике. Тем не менее всю свою жизнь пейзажист активно экспериментировал, искал характерные черты, присущие русскому пейзажу. Практически все его работы создают ощущение широкого, раздвинутого пространства, бескрайности природы, воздушности окружения. «Без воздуха пейзаж не пейзаж!» – писал автор. В то же время в большинство картин Саврасов старался вписать человеческое жилье – тем самым подчеркивая связь человека с природой.
Звание академика живописи художник получил очень рано – в двадцать четыре года. Но дальше неприятности валятся на художника одна за другой. Из пяти появившихся на свет детей выживает только один; как у учителя у него слишком мало учеников – и, соответственно, мало денег. Алексей начинает выпивать, лишается казенной квартиры, позднее его увольняют из училища. Умер творец в одиночестве в больнице для бедных.
В пору расцвета таланта Саврасова пейзажный жанр в России находился в стадии становления; потому во многом он был первооткрывателем. Работы художника дышат романтизмом и легкой грустью; из-за этого многие современники считали их поверхностными и подвергали суровой критике. Тем не менее всю свою жизнь пейзажист активно экспериментировал, искал характерные черты, присущие русскому пейзажу. Практически все его работы создают ощущение широкого, раздвинутого пространства, бескрайности природы, воздушности окружения. «Без воздуха пейзаж не пейзаж!» – писал автор. В то же время в большинство картин Саврасов старался вписать человеческое жилье – тем самым подчеркивая связь человека с природой. Самая известная работа автора, «Грачи прилетели», стала во всех отношениях энциклопедической.
Картина «Море» Алексея Саврасова обладает всеми характерными для художника признаками. Высокое светлое небо занимает практически половину площади полотна. На горизонте небо почти сливается с морем – спокойным, величественным, написанным широкими горизонтальными мазками. В картине преобладают голубые тона с легким оттенком сиреневого; земля в правом нижнем углу написана оранжево-коричневым, грязновато-белая пена бьется о берег. На песке заметны чьи-то неровные следы, в которых стоит соленая вода, волны выбросили на берег какие-то предметы, наполовину увязшие в прибрежном иле и тине. На границе моря и суши виднеются почти прозрачные, легкие мачты рыбацких лодок, как будто зависшие в серебряном воздухе. Одинокий белый парус крохотной лодчонки отражается в воде, растворяясь и исчезая. Море кажется неглубоким и безопасным. В целом картина создает ощущение некоей ирреальности и больше похожа на сон или видение, чем на подлинный вид морского берега.