Анализ картины Владимира Егоровича Маковского Вечеринка (1875 – 1897) - Маковский Владимир
Анализ картины Владимира Егоровича Маковского Вечеринка (1875 – 1897)

Анализ картины Владимира Егоровича Маковского Вечеринка (1875 – 1897)

На картине изображена сходка людей, собравшихся для обсуждения острых вопросов. Невзрачная комната, затемненная газетным листом керосиновая лампа; пол, усыпанный окурками; резкий контраст освещенного и затененного пространств создают ощущение тревожной напряженности. Композиция построена таким образом, что внимание всех героев картины направлено к центральной фигуре – молодой девушке-курсистке, в длинном коричневом платье. Все присутствующие на картине люди – представители «трех поколений русской интеллигенции» – реагируют на выступление девушки по-разному. Бородатый мужчина в украинской рубахе активно аплодирует, молодой юноша в черной рубашке выражает удивление и недовольство, а темноволосый мужчина, немного наклонившись вперед, завороженно смотрит на девушку. Эту группу гармонично дополняет фигура сидящего за столом военного курсанта-медика в темно-зеленом мундире с золотыми погонами. Его руки, опирающиеся на стол, показывают внутреннее смятение и беспокойство. Представители старшего поколения, по сравнению с молодежью, выглядят более спокойными и задумчивыми.

Многие лица на картине Владимира Маковского портретны. Современники видели в девушке-курсистке знаменитую революционерку, члена тайной организации «Народная воля» Софью Перовскую. В почтенном старике, в красной рубахе – народнического писателя Иеронима Ясинского, а в задумавшемся мужчине средних лет, сидящем за отдельным столом, – революционера и инженера Николая Кибальчича.

Данная картина находится в одном из залов Третьяковской Галереи. На ней изображены молодые люди, находящиеся в тускло освещённой, небольшой комнате. Источником света является керосиновая лампа, виднеющаяся из – под абажура. Вокруг стола собрались студенты, ждущие, когда закипит самовар. Никто не приступает к трапезе, хотя стол накрыт и всё готово к чаепитию. Герои полотна устремили всё своё внимание на юную девушку, которая воодушевлённо произносит речь. На самом деле, всё происходящее очень сложно назвать вечеринкой в привычном понимании этого слова. Встреча молодых людей больше напоминает подпольное собрание.

Девушка, находящаяся в центре, излагает свои идеи. По её лицу заметно, что она свято верит в собственные убеждения и очень серьёзно относится к тому, что говорит. На лицах собравшихся совершенно разные эмоции. Одни восторженно слушают оратора, другие ухмыляются, не воспринимая её всерьёз. Некоторые напротив, задумываются над речью и пытаются проникнуться ею. Несмотря на то, что каждый по – разному воспринимает девушку, их объединяет общая цель, ради которой они готовы преодолеть испытания и смело встретить любые трудности, что ждут их за стенами этой уютной комнаты.

В картинах художника чувствуется его глубокое сочувствие к собственному народу, с которым он готов разделить и радости, и горести. Его творчество рассказывает о жизни самых обычных людей. Каждая его картина – это некая новелла, рассказывающая о том или ином событии. Он хорошо разбирался в судьбах собственного народа, зная как о тёмной, так и о светлой стороне русской души. Он поднимал глубокие социальные темы, отражающие проблемы общества своего времени. По его уникальным полотнам можно судить об истории русского общества, которое было небезразлично автору.

«Вечеринка» Владимира Егоровича Маковского, представленная на 25-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1897 году, привлекла всеобщее внимание публики. Критика отмечала, что художник иронизирует над героями произведения. Журнал «Русский вестник» определял действующих лиц картины как «уголок российского затмения», «кучку нигилистов», акцентируя внимания на том, что девушка «имеет вид особы, пламенно декларирующей какое-нибудь трескучее и запретное социалистическое стихотворение». А современник художника Иероним Ясинский так описывал это произведение: «За чайным столом и вокруг него сидят и стоят представители разных поколений и обсуждают «жгучий вопрос». Молодая девушка говорит речь. Ее жадно слушают, горят глаза. Кто рукоплещет, кто понурил голову в раздумье».