Василий Григорьевич Перов – один из ведущих русских художников 1860–1870-х годов, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, литератор. Он проявлял пристальный творческий интерес к бытовому жанру, в котором особое место занимали сюжеты из жизни детей. Содержание картин этого направления глубже, чем лежащая на поверхности фабула, посвященная горькому детству.
Не случайно произведения Перова оказались в центре общественных дискуссий 1860-х годов наряду с романами Достоевского «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Подросток». На картинах художника нет отпрысков богатых семей, здесь, как правило, изображены крестьянские или городские дети, которые выглядят жалкими, несчастными, больными («Тройка (Ученики мастеровые везут воду)», «Савояр», «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», «Проводы покойника»).
Такие образы, по мнению автора, должны были пробуждать совесть у сильных мира сего, от которых зависела судьба этих обездоленных, а также вызывать всеобщее сочувствие к ним.
Русский художник Перов умел находить прекрасные черты в обыденном, и в лучшем свете показывать их на своих картинах. Работа «Спящие дети» создана в 1870 году. На полотне мы видим незатейливую жанровую сценку. Двое детей лежат в старом сарае, погруженные в безмятежный глубокий сон.
Бросается в глаза бедность обстановки. В деревенском сарае на полу лежит солома, сбоку видна плетеная корзина с вещами. Дети примостились на смятой простынке. Девочка лежит на подушке, подперев голову ладошкой.
Заметно, с каким трепетом и нежностью пишет Перов уснувших детей. Невольно начинаешь любоваться красотой и естественностью их состояния. Босоногие, скромно одетые, эти ребята кажутся счастливыми в своем сладком забытье. У девчушки на шее простые бусы. Но даже с таким элементарным единственным украшением природная красота героини сразу заметна.
Мальчик лежит почти весь в тени, прикрытый меховой рогожкой. Фигура девочки освещается пробившимися в сарай теплыми солнечными лучами. Но это ей ничуть не мешает спать младенческим крепким сном.
Живописец отлично поработал над мельчайшими деталями полотна. Мы видим, с каким старанием изображена каждая соломинка, прутья большой корзины, фрагменты ткани и фигуры детей. Цветовая гамма картины кажется однообразной, но она однозначно теплая и душевная.
Коричневые, желтые и пшеничные цвета составляют основу картины. На коже ребят видно загар и румянец. Их непосредственность привлекает и не дает оторваться от картины. Автору удалось удачно воплотить художественными методами замысел жанровой живописи. Превосходная игра тени и света на полотне говорит о высоком мастерстве художника.
Картина «Спящие дети» Василия Перова пришлась по душе критикам и высоко оценена мировым культурным сообществом. Ее можно увидеть в знаменитой Третьяковской коллекции.