Анализ картины Фирса Журавлева Дети нищие - Русские художники
Анализ картины Фирса Журавлева Дети нищие

Анализ картины Фирса Журавлева Дети нищие

Журавлев – русский художник, отдававший предпочтение жанровым сценкам, которые, как прожектором, высвечивали пороки современного ему общества. Бунтарская жилка, стремление обличить и повергнуть тупость и жестокость, были одной из главных черт художника. Об этом говорит также его участие в так называемом «бунте четырнадцати» — Академия Художеств проводила большой конкурс в честь своего векового юбилея.

Призом победителю должна была стать дорогая медаль, сделанная из чистого золота. Однако четырнадцать выпускников, среди которых были лучшие студенты, отказались участвовать в конкурсе и демонстративно покинули Академию. «Дети-нищие» — одна из его картин, которой в полной мере свойственны все характерные приема художника. Она очень эмоциональна, очень проста и за ней легко встает история. Через заснеженную, покрытую льдом, речку бежит чиновник – левая рука неловко прижимает к боку папку с бумагами, несколько слоев одежды делают его толстым, фуражка низко надвинута на глаза. Ему явно хочется поскорее добраться в тепло, распутать шарф, согреть руки.

Он даже не смотрит на тянущих его за рукав детей. Мальчик немного злиться, немного растерян таким положением дел – из-за малого возраста он ещё не успел привыкнуть к будничной несправедливости жизни. Девочка тянет руки с мольбой, но уже и с привычной горечью – она старше мальчика, она уже понимает, что этот сердитый человек вряд ли им поможет. Над ними – зимнее сумеречное небо, близится вечер. Вскоре чиновник походя оттолкнет детей и заспешит вперед, даже не вспомнив о них. У него есть чай и теплая кровать, в которую он упадет вечером. Есть ли что-то у детей – ему неинтересно. Картине свойственна завершенность и сосредоточенность на главном образе. Она словно вся стягивается к середине, притягивает взгляд зрителя именно к ней. Остальное же написано не менее старательно и вдохновенно, но не так важно. Небо и река, расплывающиеся в дымке здания – они просто фон.

Мрачный вечерний Петербург. Величественные официальные здания, от которых веет холодом, и сокрушительная нищета. Именно это преподносит зрителю русский живописец Фирс Журавлев в своем произведении изобразительного искусства «Дети-нищие».

Несчастные дети измучены голодом и несмотря на мороз выпрашивают подаяние. Вот только в силу возраста или нужды у детишек притуплена наблюдательность, поэтому они не замечают, что выбранный ими чиновник сам беден.

Мужчина одет в легкое пальто, фуражку и обмотан платком. Одежда его не согревает, он прячет замерзшие руки и согнулся, надеясь что будет теплее. Просьбы детей его совершенно не трогают, более того он их воспринимает, как естественный шум, а сам погружен в свои малоприятные думы.

Истинные обладатели богатств не ходят по улицам города…

Картина производит эмоционально гнетущее впечатление. В ней ощущается безнадежность. Роскошный город и нищета. Вечная проблема нехватки средств. У кого-то в карманах оседает лишнее, а кто-то живет впроголодь.

Фирс Журавлев написал картину в 1860 году, пытаясь всеми доступными средствами донести бедственное положение людей.