Анализ картины Александра Иванова Явление Христа Марии Магдалине - Русские художники
Анализ картины Александра Иванова Явление Христа Марии Магдалине

Анализ картины Александра Иванова Явление Христа Марии Магдалине

В основе произведения можно увидеть весьма распространенный евангельский сюжет — первое после воскресения явление Христа Марии Магдалине. Автор использует двухфигурную композицию, справа помещая Иисуса, а слева — Марию. Персонажи выполнены в натуральную величину, и темный фон, окутывающий их, создает впечатление присутствия.

Внимание притягивает и неоднозначный контраст между образами Христа и Марии. Белоснежная савана Спасителя, спокойствие на его лице и сияние, исходящие от фигуры делают его практически неземным, оторванным от мира. Жестом, преисполненным строгости и любви, он останавливает женщину.

Одежда Марии полна пламенно красных оттенков. Стоя на одном колене, она протягивает руки к Христу, стремясь к нему приблизиться. Все ее существо выражает радость, но по лицу продолжают катиться слезы. Именно такую противоречивость эмоций стремился отразить Иванов: скорбь, печаль и радость одновременно. Такое представление сложилось у него, и его он старался отразить на полотне. Натурщицу он для этого попросил взять в руки лук, а сам смешил и успокаивал ее.

Мнения критиков по поводу этой картины значительно разошлись. Одни говорили, что Иванов превратил живых героев в статуи, лишив их живости и реалистичности, но успешно показав свои умения в наготе и драпировках. Художника обвиняли в излишней академичности.

Тем не менее, живописцу удалось создать выигрышную композицию и отразить правдивые эмоции героев. Молчаливое спокойствие, блеск надежды, радость сквозь слезы — вот, что делает живыми героев полотна Иванова. Несмотря на его сомнения, с первых дней картина возымела огромный успех и высокую оценку многих известных критиков.

Считается, что данная работа была своеобразной «репетицией» перед главным трудом жизни художника – картиной «Явление Христа народу». Но это нисколько не умаляет значимости этого произведения как в судьбе Иванова, так и в мировом искусстве. Увидеть картину можно в Русском музее в Петербурге.

Мощный визуальный эффект дает контраст между героями картины. От Иисуса Христа словно исходит сияние, что подчеркивается белыми драпировками савана. Его образ исполнен величия и кажется неземным. Останавливающий жест руки строг и полон любви. «Не прикасайся ко мне, ибо я еще не взошел к Отцу моему», — говорит он склонившейся Марии Магдалине. Женщина протягивает к Спасителю руки, опустившись перед ним на одно колено. Художник смог изобразить радость сквозь слезы на ее изумленном лице. Только что она плакала, не обнаружив тело Учителя в гробнице, и вот, Он сам стоит перед ней. Чтобы добиться такого эффекта, художник попросил натурщицу держать в руках нарезанный лук, а сам в это время смешил ее.

Красные и терракотовые цвета одежды Магдалины подчеркивают ее приземленность. Она — живой человек и остается в этом мире, чтобы донести всем о чуде Воскресения Сына Божьего.

В 1835 году русский художник А. А. Иванов находился в Италии, куда был отправлен за средства художественного общества. Организация эта ждала обещанного от Иванова грандиозного полотна. Но художник к тому времени еще не созрел для его написания. Поэтому близко ознакомившись с творчеством знаменитых итальянских живописцев, Иванов приступил к работе над «репетиционным» полотном перед созданием «Явления Христа народу». Он изобразил на холсте две фигуры: Иисуса и Марии Магдалины.

Сюжет выбрал распространенный в ту пору среди европейских мастеров. О нем повествуется в Евангелии от Иоанна. Первой увидела воскресшего Учителя Магдалина и ринулась к нему. Но Христос останавливает ее словами и жестом: «не прикасайся – я еще не вошёл к Отцу…». Именно этот момент 20-й главы писания иллюстрирует Иванов.

Композиция картины отличается одухотворенной простотой, фигуры персонажей скульптурные, канонически красивые, пластичные. Изображены Христос и Магдалина повернутыми фронтально, для удобства созерцания выражений лиц и передачи их душевных переживаний.

Фигура Христа написана в идеальных пропорциях, изящно проработаны складки белого одеяния. На Марии Магдалине пламенно красное платье. Таким противопоставлением художник выразил разность сфер, в которых пребывают человеческое существо и божественное. Белая ткань на теле Иисуса светится, переливается как жемчуг и перламутр, голубовато-золотистая, она напоминает о небесных заоблачных сферах.

Магдалина показана приземленной, одной ногой стоящей на коленке, протягивает руку к любимому Спасителю. Христос спокойным, но строгим жестом сдерживает сильный душевный порыв ученицы. Иванову удалось передать любовь Иисуса и смесь душевных переживаний Марии при встрече с ним: боль от его смерти, восторг от возвращения и надежда на скорое счастье.

За полотно живописцу подарили звание академика.

Несмотря на некоторую статичность тщательно выписанных по всем канонам академизма фигур, художнику удалось передать глубокие эмоции героев картины. Несомненно, она является одной из самых значительных работ мастера да и во всей русской живописи.