Анализ фрески Черного Даниила Лоно Авраамово - Мировые шедевры
Анализ фрески Черного Даниила Лоно Авраамово

Анализ фрески Черного Даниила Лоно Авраамово

Даниил Черный (ранее 1360 — ок. 1430 г.), русский иконописец, современник и сотрудник Андрея Рублева. Совместно с Андреем Рублевым расписывал Успенский собор во Владимире (1408) и Троицкий собор (1420-е) Троице-Сергиевой лавры. Прозвище «Чёрный» известно по тексту «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII — начало XVIII веков), в более ранних источниках называется просто Даниилом.

В летописи под 1408 г. в рассказе о создании росписей Успенского собора его имя упоминается прежде имени Андрея. Он был, видимо, старше по возрасту и считался более опытным мастером. Иосиф Волоцкий называет Даниила учителем Рублёва.

То что Даниил работал всегда в соавторстве с Андреем Рублевым, создает проблему разделения творчества двух художников. Иконописцы XV века не оставляли автографов. Выход исследователи ищут в попытках выделить особые стилистические приемы, характерные для каждого мастера.

Считая Даниила Черного художником старшего поколения, И. Грабарь предложил приписать ему авторство тех произведений, в которых просматриваются черты предшествующей школы письма XIV века, заимствованные у византийских мастеров. Примером такой «старой традиции» может служить фреска «Лоно Авраамово», являющаяся частью росписи Владимирского Успенского собора, композиции южного нефа, южного склона центрального нефа, ряд фрагментов на северной стене главного алтаря, а также часть икон из иконостаса.

Скончался Даниил одновременно с Андреем Рублевым около 1430 г. от «морового поветрия» и погребен рядом с ним в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Как и Андрей Рублев, Даниил несомненно оставил после себя учеников и рисунки, служившие образцами для создания живописных изображений.

В 1992 г. при расчистке алтаря Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря рядом с могилами игуменов и основателей монастыря было обнаружено погребение двух простых монахов (два черепа, кости, погребальная чаша для елея, крестики, сплетенные из кожи, кожаные тапочки). Возраст монахов был соответственно примерно 50 и 80 лет. По мнению антрополога Сергея Никитина это было вторичное захоронение (кости имели повреждения, оставленные предположительно поисковым щупом). На этом основании (вряд ли кого еще из простых монахов могли разыскивать для перезахоронения на столь почетном месте) погребения были идентифицированы как тела Андрея Рублева и Даниила Черного.

Данная фреска стала одним из самых известных творений Даниила Черного. История произведения искусства такова:

«Жил старец со своей любимой женой Сарой. Имя старца переводилось как «отец мой высок». Однажды Господь вывел мужчину из города Ура, подарив ему новое имя — Авраам. Это имя переводится как «отец многих народов». От Авраама Господь произвел богоизбранный народ.»

Лоно Авраама символизирует защиту, покровительство этого мудреца. На полотне изображен рай — место, где человеческие души нашли свой покой и умиротворение. Тема рая, подразумевающая сокрытие от напастей и зла актуальна во все времена.

Фреска выполнена в светлых тонах, так, фон является белым, олицетворяя чистое небо. В центре фрески располагается сидящий Авраам, Исаак и Иаков. Лица их выражают серьезность и задумчивость, а положение рук свидетельствует о том, что между святыми идет разговор. Головы героев окутаны золотистыми нимбами, обозначающим святость. Ниже нимбов слабо виднеются надписи, отображающие имена святых.

В правом нижнем углу располагается группа людей в белых одеяниях, головы которых также окружены нимбами. Они изображены абсолютно умиротворенными и спокойными, вероятно, жизнь под покровительством Авраама они заслужили благими деяниями и намерениями. Правой рукой Авраам держится за живот, в котором прослеживаются силуэты людей. Фреска выполнена в светлых, спокойных тонах. Так, задний фон в совокупности с чистым небом украшают зеленые растения, придающие образу светлость и святость. При первом же взгляде на фреску происходит ощущение радости и спокойствия.