Одна из ранних картин, написанная Михаилом Александровичем Врубелем в Киеве, куда он был приглашен для работы над росписями Кирилловской церкви. Часто посещая ломбард (Врубель был хорошо знаком с его владельцем), художник подолгу рассматривал драгоценности и чудесные вещи, хранившиеся там. Вдохновленный этой красотой, художник пишет портрет его дочери Марии, изображая ее в образе восточной красавицы.
Богато украшенная комната – повсюду дорогие персидские ковры. Еще один, большой и роскошный, тяжелыми складками спадает вдоль стены, укрывая часть пола. Переливаются на черном фоне насыщенные темно-вишневые, сливовые, бордовые краски затейливого узора, разбавленные яркими деталями синих и зеленых цветов. Подогнув одну ногу, спокойно сидит на нем худенькая девочка-подросток.
Густые кудрявые волосы темно-каштановым покрывалом спускаются на плечи, обрамляя юное лицо. Она невероятно хороша: изящно изогнутые смоляные брови, тонкий прямой нос, красиво очерченные губы, смуглая кожа мягко сияет в солнечном свете. Но вокруг чудесных темных глаз лежат коричневые тени. Выразительный и печальный взгляд полон совсем не детской мудрости, обреченности, а в глубине глаз таится какой-то невысказанный вопрос.
Мягко мерцают жемчужные бусы, несколькими рядами обвивающие детскую шею.
Устало опущены плечи, тоненькие руки скрещены на коленях. Маленькие пальцы украшены массивными золотыми кольцами. Левой рукой придерживает она богато инкрустированный серебром и драгоценными камнями кинжал, а правой сжимает живые кремовые розы. В ее руках два символа, олицетворяющие любовь и смерть. Они всегда рядом, и их присутствие наполняет картину трагическим предчувствием.
Живописец наряжает девочку в яркие восточные наряды – таинственно переливаются пепельно-розовые и золотые цвета шелковой блузки, глубокими синими оттенками играют атласные шаровары. Обернутая вокруг талии шаль, украшенная длинной серебряной бахромой, сверкает сполохами сочных малиновых, алых, красно-оранжевых красок.
Художник кладет мазок за мазком, словно подбирая кусочки смальты в мозаике, заставляя изображение таинственно переливаться, как драгоценный камень.
Холодный, строгий колорит портрета, где основными цветами являются лиловый, синий и золотой, создает ощущение тревоги и затаенной грусти, несмотря на поэтичность образа девочки и окружающую ее восточную роскошь.
Картина написана художником в 1886 году в Киеве. Холст, масло. В это время Врубель проходил обучение в Академии Художеств, но по рекомендации был отправлен для росписи церкви в Киев. Написан портрет с натуры. Похож он больше на фантазию художника, чем на реальность. В центре картины девочка лет 12-13 на фоне персидского ковра, напоминающая героиню восточной сказки, сидящую в шатре. Яркое, атласное платье, восточная внешность. Картина выполнена в салонной манере. Наряд девочки излишне пёстр. Пальцы её в перстнях, кольцах с огромными драгоценными камнями, шея обвита нитями жемчуга, она окружена платками с кистями и расписными узорами. Руки её опущены на розу и инкрустированный кинжал. Слишком много роскоши, красоты, переизбыток которой вызывает угнетающее состояние. Ковер тяжел и огромен, спускается на пол. На нем девочка и сидит. Она похожа на одну из тех молодых жен, которая готовится отправиться следом за своим умершим мужем в мир теней. И, тем не менее, она является воплощением жизни. Смуглая кожа, ухоженные волосы, темные восточные глаза. Маленькая, восточная принцесса. С удивительно печальным взглядом, не свойственным возрасту девочки. Взгляд девочки выражает тревогу и волнение. Она грустна. Белая роза почти выпала из её руки. Скрещенные крест-накрест руки особенно выразительны. Роза и кинжал символизируют любовь и смерть. Она сама печаль, что совершенно не свойственно её возрасту. Удивительные глаза под густыми, чёрными бровями.
На этом полотне Врубелю удалось добиться гармоничного сочетания густых, сумрачных тонов, несущих в себе ощущение холода и мерцание красок византийских мозаик. На картине живёт восточная сказка. В портрете много загадочности и таинственности. Ощущение неспешности времени. Поза девочки, изображенная художником, указывает на её беззащитность.
Девочка на фоне персидского ковра – одна из прекрасных работ известного художника Михаила Врубеля.
Перед зрителем предстает красочная, яркая картина. В центре полотна – юная девочка, на вид ей 12-13 лет. Девочка ярко выраженной восточной национальности, у нее смуглая кожа, темные глаза и черные густые длинные волосы.
На девочке яркое, цветастое атласное платье – оно перегружено и цветом, и формой, что свойственно по большей мере для цыганской национальной одежды. Вся картина наполнена достаточно мрачным светом – это связано с тем, что из-за нарушения техники высыхания краски на холсте со временем они потемнели и потускнели.
За спиной девочки висит большой и яркий персидский ковер. Он вышит восточными узорами и цветами. Ковер очень большой, он тяжелыми складками ложиться на пол, на котором и сидит девочка.
Волосы девочки вьются, они не уложены в прическу, а легко и свободно падают на плечи ребенка. У девочки темные густые брови и большие глаза с густыми ресницами. Лицо девочки выражает грусть и усталость.
На шее у ребенка несколько тяжелых нитей жемчуга, которые в несколько витков обвивают тонкую юную шею. Под тяжестью этих бусин кажется шея вот-вот переломится.
Руки дитя украшены дорогими большими перстнями и кольцами с натуральными камнями. Такие украшения несоизмеримы с возрастом девочки, она выглядит нарочито роскошно и совершенно нелепо.
Руки девочки сложены так, что одна из них накрывает собой розу розового цвета – символ любви. Руки перекрещена на бедрах, и вторая рука девочки держит кинжал, богато украшенный драгоценными и полудрагоценными камнями – неизбежный символ смерти. Сама же девочка – непререкаемый символ жизни, как ребенок, для которого жизнь еще только впереди, а также как и женщина, внутри которой когда-то зародится новая жизнь.