Анализ картины Пабло Пикассо Жаклин Рок - Пабло Пикассо
Анализ картины Пабло Пикассо Жаклин Рок

Анализ картины Пабло Пикассо Жаклин Рок

Жаклин Рок – одна из возлюбленных известного испанского мастера, его последняя муза, была самой преданной поклонницей его таланта. Она была моделью и женой Пикассо, с которой он прожил последние 20 лет своей жизни и именно этой женщине посвящено большинство из его полотен.

На многочисленных портретах, выполненных в самых различных техниках, она предстает с неизменным задумчивым взглядом больших темных глаз, редкой миндальной формы.

Итальянский живописец и портретист пытался передать ее красоту в разных стилях, экспериментировал с техникой и искал ту, что наиболее ярко отразит его чувства к ней. Но одна деталь остается неизменной на всех ее портретах – глаза. Их всегда Пикассо вырисовывал большими, миндалевидной формы, которая редко встречается, а также непременно с задумчивым взглядом. Этот портрет, возможно, не передает всех сторон личности Жаклин, ведь он был создан в самом начале их знакомства. Зато в нем зритель может узнать об ее внешнем облике, так как в этот раз Пикассо, прославившийся как кубист к этому времени, отошел от этого модернистского течения. Могло ли это означать, что и в душе художника произошли перемены с момента встречи с Жаклин, сказать точно невозможно. Но тогда, в 1954 году, он словно забывает об остроугольных геометрических формах кубо-футуризма и с большой нежностью вырисовывает черты этой женщины. Палитра картины может показаться печальной, но она скорее спокойная и сдержанная. Несмотря на тяжелый черный цвет платья Жалкин, ее фигура не кажется грузной, а, наоборот, очень утонченной и легкой. Такой эффект создался за счет резких, порывистых мазков, наметивших очертания ее одеяния. Жаклин Рок удалось не только поддерживать творческие порывы испанского художника-новатора, но и создать ему домашний очаг, поддерживать его здоровье в последние годы жизни. К сожалению, она не смогла перенести его смерти и покончила жизнь самоубийством.

Этот портрет, написанный в самом начале знакомства Пикассо с Жаклин – в 1954 году – один из наиболее реалистичных её портретов, стиль которого слишком далек от привычного нам «кубизма» Пикассо. Он написан с особой нежностью и любовью. Она предстает не странной кубо-футурической композицией, а вполне реальной, живой женщиной. Жаклин изображена в пояс, ее вытянутое бледное лицо ее смотрит прямо долгим, мечтательным и нежным взглядом, наполненным мыслью и чувствами.

Вся картина выполнена в холодных, темных, спокойных тонах – серо-черный фон, женщина в темных одеждах и черном платке, подчеркивающих белизну ее кожи. Картина не кажется мрачной, наоборот – холодные тона дают ей особое очарование, будто написана она ночью при лунном свете, или в сумерках.

Эта женщина не была только музой художника. Она самозабвенно любила великого мастера и ухаживала за ним в годы его старости, когда он почти ослеп. После его кончины она настолько была убита горем, что окружающие всерьез опасались за ее состояние… Ей удалось, однако, оправиться, она стала хранителем и распорядителем масштабного творческого наследия Пикассо. Но, несмотря на это, накануне одной из грандиозных выставок Пикассо в испанской столице, она застрелилась, таким образом, пережив его только на 13 лет…