Среди множества картин знаменитой Третьяковской галереи есть одна, вокруг которой до сих пор ходит множество легенд и мистических слухов.
Это картина Боровиковского портрет М.И. Лопухиной. На картине изображен портрет молодой жены гермейстера Лопухина. Нужно сказать, что по данным историков, личная жизнь этой молодой и красивой девушки сложилась печально.
Она была несчастлива в браке, а спустя 16 лет умерла от чахотки. Но ее красотой вот уже не одно столетие восхищаются сотни и тысячи восторженных глаз. Есть в ее взгляде, что то, притягивающее и завораживающее одновременно.
Будто молодая Лопухина, играет со своими созерцателями, заставляя их стоять, возле ее портрета долгое время не шелохнувшись. До того времени как попасть в стены знаменитой Третьяковки портрет Лопухиной находился в доме родственницы Лопахиных губернаторши Перфильевой где его в первые увидел поэт Яков Полонский он был восхищен работой Боровиквского. Вскоре потрет Лопухиной, предстал на все общее обозрение, что вызвало бурю неподдельных восторгов, как красотой девушки, так и неповторимой работой художника.
Говорили даже, что молодые барышни восхищенные красотой девушки изображенной на портрете за частую падали в обмороки. После нескольких подобных случаев появилось утверждение, что если молодая не замужняя девушка будет долго рассматривать, потрет Лопухиной, а уж тем более смотреть ей в глаза, то ее ждет не счастливый брак или чего хуже ранняя смерть.
Некоторые искусствоведы смоги увидеть в работе Боровиковского еще один, скрытый мистический символ. Своего рода портал между жизнью и смертью. В первых при более внимательном рассмотрении картины можно заметить, что девушка находится одновременно в двух измерениях. Рядом с ней столик и ваза с уже увядшем цветком, а позади нее, бескрайнее пшеничное поле и голубое небо.
Но при этом Боровиковскому удалось совместить вроде бы не совместимое. Колоски пшеницы и васильки, изображенные за спиной девушки, тоже несут в себе тайный смысл. Если обратится к славянским символам, то рожь — это символ жизни и процветания. Василек же символ загробной жизни. Подчеркнем, что пояс, которым подпоясана девушка, имеет тот же васильковый цвет, что и цветы на картине.
Нельзя оставить без внимания и увядшую розу — символ смерти. Таким образом, Лопухина находится как бы между жизнью и смертью. И так, можно сделать вывод, что портрет Лопухиной является своего рода мистическим произведением искусства. Так как вскоре после его написания девушка заболеет и умрет.
Сейчас это произведение Боровиковского украшает один из залов Третьяковской галереи и быть может, уже несет в себе той мистики, которой оно было окутано сотню лет назад, но сотрудники галереи утверждают, что выражение лица Лопахиной иногда меняется и она по-прежнему, будто общается с лицезревшими на нее девушками.
Если смотреть на картину с профессиональной точки зрения художника, то цвета подобраны очень точно. Особое внимание, в какой технике написано лицо юной барышни. Художник очень удачно подобрал цвета, свежести юности и румяности. В заключении хотелось бы сказать, что картина поражает не только своей уникальной историей, но и своей невероятной красотой.