Описание картины Владимира Боровиковского Портрет Лопухиной - Анализ картин
Описание картины Владимира Боровиковского Портрет Лопухиной

Описание картины Владимира Боровиковского Портрет Лопухиной

Данная картина с изображением Марии Лопухиной, представительницей рода Толстых, является признанным шедевром Владимира Боровиковского, начавшего свой творческий путь с написания образов для местных церквей. Работа выполнена по заказу супруга Лопухиной. Предметы и атрибуты, которые окружают героиню полотна, являются частью традиционного приема, относящегося к репрезентативному портрету. Этот прием был использован художником для полноты изображения образа.

Художник стремился к изображению личностных и интимных сторон героини, ее настроения, сокровенных переживаний, значение общественного статуса для него теряло всякий смысл. Живописец достиг гармоничного слияния личности с образом природы, что было характерно для эстетического искусства 18 века.

Условный и декоративный пейзаж с выглядывающими березками, колосьями и васильками является фоном, на котором мы видим юную особу. Ее облик словно перешептывается с пейзажем; фигура отражает склоненные колосья, деревья вторят платью, шелковый пояс перекликается с голубыми васильками, а поникшие бутоны – с лиловой шалью. Природа в данном случае является неотъемлемой частью девчачьей сущности. Жизненная достоверность, глубокие чувства и необычная поэтичность – все это наполняет модель полотна. На лице молодой женщины запечатлена таинственность, а глаза мечтательно устремлены прямо на зрителя

Серия женских работ, включаю эту, раскрывает создателя как яркого представителя сентиментализма, камерные портреты которого воплощают в женщине совершенство. Нежная меланхоличность, необыкновенная мягкость в лице в сочетании с душевной гармоничностью, ощущаемой в художественном и живописном элементе полотна, к которым относится поза, поворот головы, выражение лица, воплощает эстетические идеи сентименталистской живописи.

Живописца интересуют детали, поэтому изображение ускользающей красоты, глубокой грусти, передаваемые символичными элементами и тонкими колористическими решениями, выходит на первый план. Боровиковский добился не только поразительного сходства с юной леди, но и очаровательной поэтичности, которая выражается в палитре цветов. При использовании приглушенных, серебристых, голубоватых и зеленых цветов, достигается особенная лиричность и чувственность образа.

Интересен тот факт, что после смерти Лопухиной от чахотки, гениальнейший портрет породил серию слухов: будто бы любую юную девушку, остановившую свой взгляд на портрете, вскоре настигнет смерть. Есть версия, что это было связано с отцом девушки, который был масоном и не обходил стороной мистицизм.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной — Владимир Лукич Боровиковский. Холст, масло. 53,5×72 см.

Расцвет творчества Владимира Лукича Боровиковского, известного русского живописца, пришелся на времена царствования Екатерины II и Павла I. При императорском дворе очень ценятся торжественные, парадные портреты, и художник отменно преуспел в этом – он всеми признанный мастер.

В серии женских картин Боровиковский раскрывается как яркий представитель сентиментальной живописи. В его камерных портретах воплощен идеал женщины его времени.

«Портрет М. И. Лопухиной» является заказом ее мужа, егермейстера и действительного камергера при дворе С. А. Лопухина.

Эта картина — признанный шедевр Боровиковского — представляет абсолютное воплощение эстетических идей сентиментализма. Образ Марии Лопухиной пленяет нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией, которая ощущается во всех художественных и живописных элементах картины: в позе героини, повороте очаровательной головки, выражении лица. Гармоничны и мелодичны все линии, привлекают внимание детали. На полотне также изображены цветы — сорванные и уже слегка поникшие на стебле розы. Что это, зарисовка природы или здесь заключен некий смысл? Символическое значение цветов было хорошо известно: красота их цветения завораживает, но очень скоро блекнет. Такова и красота женщины.

Однако художника особенно привлекают нюансы в состоянии модели, ее ускользающая красота, глубокая грусть души, которые он передает благодаря почти незаметным элементам символики и тонкому колористическому решению портрета.

По оценке знатоков искусства, «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» является одним из шедевров автора. Именно его можно считать началом нового этапа в портретной живописи — когда художник обозначает не социальное положение и значимость героя картины, а его личностные характеристики – настроение, сокровенные переживания. Выражается это в изображении не атрибутов в интерьере, а окружающей природы.

На полотне Боровиковского — Мария Лопухина, молодая девушка 18-ти лет, она из дворянского рода, дочь генерала в отставке Ивана Андреевича Толстого, жена Степана Авраамовича Лопухина. Мария только что вышла замуж, и этот портрет послужил ей подарком от мужа. Портрет завораживает и очаровывает с первого же взгляда.

Девушка изображена на фоне природы, размытой и как бы в дымке, через которую просматриваются русские мотивы – березы, цветы, облака. Мария в белом, простом платье с голубым поясом, охватывающем ее фигуру по «греческой» моде, в небрежно накинутой шали.

Милое, обаятельное лицо молодо, свежо и нежно, у нее мечтательный взгляд, направленный именно на вас, и легкая таинственная улыбка. По замыслу автора, вся картина должна создавать ощущение гармонии и единства природы и человека.

Красота девушки грациозно и непринужденно сливается с красотой пейзажа. Как гармонирует наклоненная березка с естественным и плавным изгибом фигуры девушки, как васильки откликаются на цвет пояса, как золотые колосья передают изгиб руки, цвет и фактуру браслета.

Боровиковскому удалось передать не только поразительное сходство с оригиналом, но и наполнить полотно поэтичностью, выразившейся в воздушности письма и нежной гамме красок. Используя в основе приглушенные серебристые, бледно-голубые, нежно-зеленые цвета, автор достигает особенной лиричности и чувственности изображения.

По словам современников художника и искусствоведов нашего времени, портрет Лопухиной является идеалом женщины именно русского типа, которому, согласно канонам сентиментализма, Боровиковский придал черты нежной чувствительности, а изображение природы – как неотъемлемая часть женской души, ее сущности.

Благодаря портрету Боровиковского, до наших дней сохранилась загадочная красота Марии Лопухиной. А судьба девушки оказалась сурова к ней, Мария умерла в возрасте 23-лет от чахотки.

Интересно, что после ее смерти прокатились по городу слухи, что именно этот портрет и погубил, совсем недавно здоровую и жизнерадостную девушку. В кулуарах шептались, что якобы любая девушка, посмотревшая на этот портрет, умрет, потому что в нем воплотился дух умершей. Скорее всего, эти слухи связаны с отцом Марии, он являлся членом масонской ложи, увлекался мистицизмом и имел огромное влияние на умы окружающих.

В какой-то степени, Боровиковский «виноват» в этих слухах – вот какова сила его художественного таланта, его воздействия на людей, как высока эстетическая составляющая портрета, какова жизненность и достоверность изображенной на нем героини.

Только почти через 100 лет эти слухи перестали будоражить людей. После того, как знаменитый российский предприниматель и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, приобрел картину для собрания своей галереи.

Безусловно, Владимир Лукич Боровиковский, очень талантливый и судя по его роботам, довольно таки усердный художник, ведь все его линий, контуры, и фактуры доведены до совершенства. Нет даже намека на незаконченную работу.

Многие искусствоведы считают, что именно с портрета Лопухиной, в России началась эпоха портретистов. Что можно сказать глядя на эту картину? Самое первое, что мы видим и что собственно приходит в голову, так это, то, что этот образ завораживает.

Многие говорят, что портрет Джоконды, который нарисовал великий Леонардо Да Винчи, имеет какие-то сходства между собой. Загадочная нераскрытая мистика, еле уловимая улыбка, глаза, будто не нарисованные, а впрямь, как живые и смотрят постоянно прямо на тебя. Юная красавица на портрете поражает своей непосредственностью и таинственным очарованием.

Художник максимально идеально раскрыл в этом портрете, все лучшие стороны девушки. Хочется отметить, что помимо некоторой интимности с какой-то стороны, в тот же самый момент художник сумел полностью раскрыть ее душу.

Душу той, с кого писался этот портрет, и непосредственно «душу» самого портрета. Глядя на эту картину, вас охватывает водоворот противоположных чувств и эмоций, вполне возможно, что сначала вам может показаться, будто взгляд этой девушки зациклен на вас, и даже слегка аристократически высокомерен. Но уже через минуту, вам может показаться, что на самом деле ее взгляд, даже по детски наивен, чист и прозрачен.

Не понятно, толи на самом деле это заслуга художника, в его непревзойденной работе с кистью, толи девушка обладала довольно выразительным и фактурным лицом. Но чуть позже становится ясным, что художник добился такого эффекта благодаря очень интересной технологии, он рисовал портрет в окружении предметов, которые могут охарактеризовать персонажа.