Описание картины Владимира Боровиковского Портрет Е. А. Нарышкиной - Анализ картин
Описание картины Владимира Боровиковского Портрет Е. А. Нарышкиной

Описание картины Владимира Боровиковского Портрет Е. А. Нарышкиной

Совсем еще юная Елена позирует художнику, опершись локтями о высокую тумбу. Правой рукой она держит за стебель маленькую белую розочку, которая выглядывает из под руки девушки.

Завитки ее темных волос сколотые на затылке, ниспадают на нежные девичьи плечи. Белая кожа и тонкие черты лица подтверждают ее благородное происхождение.

В пятнадцать лет Елена Александровна станет фрейлиной её Величества, а затем выйдет замуж за сына самого Александра Суворова. В браке с Аркадием она проживет одиннадцать лет, в тысяча восемьсот одиннадцатом году, овдовев, она уедет жить в Европу вместе со своими четырьмя детьми.

А пока что юная леди позирует живописцу. Владимир Боровиковский знаменитый портретист, одинаково хорошо он пишет камерные, парадные портреты и портреты государственных мужей и императорских особ.

На Елене белое платье с открытой линией груди, рукавом – фонариком, перетянутым лентой жемчуга. На плечо она набросила голубую шаль. Чистое и светлое лицо, тонкие черты, невинный взгляд юной красавицы. Никаких отвлекающих украшений, все натуральное и естественное, нежное и трепетное, пылкое и застенчивое.

Рядом с девушкой на тумбе стоит вазон с дикой розой, дополняя нежную натуру прекрасной юной Елены. Позади нее дикий сад, или лесное дерево, высокое и мощное, еще видно кусочек голубого неба в перистых белых облаках, цвета Елениного платья.

Умная, добрая, очень красивая Елена Александровна, всегда отличалась добротой и приветливостью. Частыми гостями в ее доме были Жуковский, Пушкин, Козлов. Елене была посвящена финальная кантата в опере «Севильский цирюльник».

Спокойный неброский фон, нежные девичьи черты, скромность в одежде и минимум интерьера. Картина была обречена стать одной из самых знаменитых работ мастера портретов.

До сих пор, глядя на работу Владимира Боровиковского, ощущается общий трепет и настроение живописца, писавшего портрет юной Елены Нарышкиной.

Божественная красота дочери обер-камергера А.Л.Нарышкина, не могла оставить равнодушным иконописца Владимира Боровиковского.

Становление его творчества произошло ещё в детстве, когда отец и братья, будучи иконописцами, обучали будущего художника всем азам мастерства.

Отслужив в казачьем полку с 1774–1780 год, он выходит в отставку в чине поручика, посвятив свою дальнейшую судьбу живописи.

Начинает писать образы для храмов, а позже, решается брать индивидуальные заказы на портреты людей. Так и впоследствии был сотворён шедевр от признанного мастера портрета.

Являясь фрейлиной императрицы, юная Елена в 15-летнем возрасте была выдана замуж за князя Аркадия Суворова, но союз для неё оказался несчастливым, потому что супруг абсолютно не был создан для создания серьёзных отношений.

Через 11 лет она остаётся вдовой, уже имея четырёх маленьких детей. После кончины супруга, она уезжает в Европу на длительное время, но иногда на короткие сроки приезжала в Россию. В связи с состоянием здоровья, ей требовался тёплый воздух.

В 1814 году, при проведении Венского Конгресса, были устроены блестящие балы, где присутствовали короли, принцы и императоры всех государств. Благодаря природной красоте, женственному изяществу и утончённому голосу, она заняла хорошую нишу среди высшей аристократии Европы.

Так, она познакомилась с князем Василием Голициным, и впоследствии вышла за него замуж, и навсегда осталась жить на Родине, в Симферополе.

Даже во взрослом возрасте она была красива и свежа, как роза, сохранила хорошее зрение и ясность рассудка, обворожительную приветливость и доброту.

Даже Д.Россини в её честь посвятил канату, которая позже им была использована в финале оперы «Севильский цирюльник»

Она дружила со слепцом-поэтом И. Козловым, а также с А. С. Пушкиным и В. Жуковским.

Портрет Елены Александровны Нарышкиной — Владимир Лукич Боровиковский. Холст, масло. 72,8×59,6 см.

Русский живописец Владимир Лукич Боровиковский знаменит своими многочисленными портретами, парадными и камерными, изображавшими военных и государственных деятелей, высокопоставленных придворных и, конечно, самих императоров и императриц.

Но в женских портретах мы до сих пор впечатляемся мастерством автора, его способностью показать тонкость и чувствительность женской натуры. Одним из таких шедевров является «Портрет Елены Александровны Нарышкиной», написанный художником в 1799 году.

Елене всего 14 лет, но неординарная, поразительная красота девушки останавливает на себе взгляд и предполагает в будущем красивую женщину.

Одета она просто, но изящно — белое платье небесного цвета, легкая накидка, ниткой жемчуга перехвачен рукав, по плечам рассыпаны локоны кудрявых волос. Непринужденно опершись на тумбу, она смотрит прямо на зрителя своим томным, удивительным и загадочным взглядом. Прекрасные, нежные розы рядом с девушкой символизируют юность и чистоту.

И, конечно, пейзаж на фоне натурщицы. Природу Боровиковский использует в портретах для передачи общего настроения картины – поэтического, немного грустного, камерного.

Кто же эта юная красавица?

Елена Нарышкина в 15 лет стала фрейлиной при дворе, затем ее выдали замуж за сына А. В. Суворова – Аркадия Александровича Суворова. Семьи Нарышкиных и Суворовых издавна дружили, и поэтому мечта поженить детей была обоюдной.

Брак был не очень счастливым, но продлился 11 лет, и когда в 1811 году Аркадий Суворов погиб, Елена Александровна с четырьмя детьми уезжает в Европу.

Княгине всего-то 25 лет, она красива, обаятельна, образована, у нее прекрасный тембр голоса и музыкальные данные. При дворах в Европе она обращает на себя внимание своей красотой, живостью ума, любезностью.

Известен такой факт из ее жизни: итальянский композитор Джоаккино Россини включил кантату, написанную им ранее в честь именин Елены Нарышкиной, во второй акт оперы «Севильский цирюльник». А Александр Сергеевич Пушкин посвятил ей стихотворение «Дано об ней воспоминанье…».

У нее много поклонников, но она занимается детьми и только через 12 лет вдовства выходит замуж вторично, за князя Василия Андреевича Голицына.

Остаток жизни они прожили в Одессе, где в 1855 году она и была похоронена. По словам ее современников, Елена Александровна до последних дней сохраняла ясное сознание, обаяние, была приятной и желанной собеседницей.

И сегодня, всматриваясь в портрет, ощущаешь тот трепет и вдохновение Боровиковского, писавшего эту юную чистоту и свежесть божественной красоты девушки.