Портрет композитора М. П. Мусоргского. Описание картины -
Портрет композитора М. П. Мусоргского

Портрет композитора М. П. Мусоргского. Описание картины

Портрет композитора М.П.Мусоргского1881. Холст, масло. 71,8 x 58,5. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Знакомство И. Е. Репина и М. П. Мусоргского состоялось в самом начале 1870-х при содействии В. В. Стасова, до отъезда Репина в качестве пенсионера ИАХ за границу.

Илья Ефимович любил Модеста Петровича, преклонялся перед его даром… Быть может, он и не поехал бы в феврале 1881 года из Москвы (где начал «Запорожцев») в Петербург, на вернисаж передвижников, если б не весть о смертельной болезни «Мусорянина». «…Прочитал я в газете… что Мусоргский очень болен, — пишет Репин Стасову. – Как жаль эту гениальную силу…»

Модеста Петровича он нашел в Николаевском военном госпитале, слабого, но надеявшегося на выздоровление и ожидавшего дня именин. Однако особым своим зрением Репин увидел: дело плохо.

Он решил осуществить давнишнюю мечту – оставить потомкам портрет музыканта. Четыре дня – все светлое время темного петербургского февраля – Репин проводит в палате Модеста Петровича. Тот встает, надевает казенный халат с красными отворотами, присаживается то на стул перед голубоватым окном, то на широкий холодный подоконник. Во время портретных сеансов тихо – Мусоргский и Репин слушают друг друга молча.
Страдающее, прощающееся с жизнью и песней, открывшее синие очи в последнем взгляде на все дорогое смотрит на нас лицо Мусоргского в портрете Репина – жемчужине русской портретной галереи. Мусоргский слышит свою музыку – вот сюжет этого холста, произведения героического и монументального, хотя оно излучает нежность, даже интимность художнического чувства.
Любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал впоследствии Крамской о портрете Мусоргского.
16 марта М. П. Мусоргский скончался. Деньги, полученные от Третьякова за портрет, Репин пожертвовал на памятник композитору. 22 марта 1881 Репин спрашивал Стасова: «Получили ли Вы 400 р., которые не хотели взять тогда на нужды нашего милого друга Модестиуса покойного. Я не мог их держать даже у себя; так они меня тяготили!.. Неужели же я стану торговать или эксплоатировать как-нибудь изображением такого человека».
На выставке «9-я ТПХВ 1881-1882» в Санкт Петербурге портрет был помещен после открытия выставки, состоявшегося 1 марта, и в каталог не попал.
Офорт с портрета исполнен И. Е. Репиным в 1886 в связи с установкой надгробного памятника Мусоргскому в Александро-Невской лавре в Санкт Петербурге. Репин гравировал портрет в мастерской В. В. Матэ, пользуясь его инструментами и указаниями.