Описание картины Ивана Аргунова Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме - Анализ картин
Описание картины Ивана Аргунова Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Описание картины Ивана Аргунова Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Портрет неизвестной в русском костюме — Иван Петрович Аргунов. Холст, масло. 67×54 см

Иван Петрович Аргунов всю свою жизнь был крепостным. Став художником, он работает много и плодотворно, написав множество парадных портретов: членов семьи своих хозяев, высокопоставленных особ. Но он не свободен, творчество ему приходится совмещать с выполнением поручений графа П. Б. Шереметева, а в 1770-х годах у него практически не остается времени для написания картин – его назначают управляющим большого петербургского дома. Но в этот период он создает свой шедевр – портрет молодой крестьянки, впервые в русском искусстве обратившись к образу человека из народа.

Темно-коричневый, почти черный фон не отвлекает внимания от молодой девушки. Рассеянный свет окутывает ее мягким сиянием, окрашивая темноту за ее спиной в рыжевато-оливковые оттенки.

Невесомыми, легкими касаниями кисти кладет мастер тончайшие слои краски, то полупрозрачные, то густые и плотные. Оттенки незаметно сменяют друг друга, передавая игру света и тени. Еще несколько мазков – и перед нами живая русская красавица.

Волосы убраны под высокий красный кокошник, богато расшитый золотым шитьем. Плавными линиями рисует художник изящный овал лица, чуть курносый нос, темные полукружья бровей. Нежный розовый румянец оттеняет светло-кремовую бархатистую кожу. Выразительные серые глаза смотрят спокойно и уверенно. Слегка лукавая улыбка играет на коралловых губах, кажется, еще мгновение, и девушка улыбнется приветливо и доверчиво.

Крупные рубиново-красные бусины привлекают внимание к стройной шее и красивой линии плеч. Линию бус повторяют и низкий вырез белой рубашки с пышными рукавами, и верхний край нарядного алого сарафана, украшенного золотистой тесьмой и жемчужными пуговками. Блики света сверкают на серебряной сережке с драгоценными камнями.

Чтобы подчеркнуть душевную теплоту девушки, ее доброту и обаяние, художник выбирает теплую палитру красок, при этом используя оттенки только трех цветов: сочного красного, золотисто-желтого и молочно-белого. А темный фон рождает ощущение светящейся кожи, блеска тяжелых золотых нитей.

Это один из лучших женских портретов в русской живописи, передающий величавую красоту молодой женщины.

Аргунов сам происходил из крестьянской среды, потому главным направлением его творчества можно назвать стремление показать достоинство и красоту человека, вне зависимости от его сословия. Ему случалось писать и знать, и простолюдинов. И везде он находил божью искру в человеке, ту черту, которая делала его прекрасным.

“Портрет неизвестной в русском костюме” изображает крестьянку в традиционном наряде. Но если не знать об этом, или не задумываться, девушка на картине кажется ровней знатным дамам, с таким спокойствием она держится. У неё простое мягкое лицо. Чуть вздернутый нос, нарумяненные щеки, на губах играет легкая улыбка, брови ровные, тонкие, выгибаются дугами.

Волосы аккуратно убраны под расшитый золотом кокошник, в ушах поблескивают серьги, на шее переливаются крупные красные бусы. Белая чистая рубашка с единственной алой бусиной, расшитый сарафан. Она одета так, словно сегодня собирается замуж, или на народные гулянья, где будет все село.

Одно время считалось, что девушка – артистка какого-то театра, одетая в театральный костюм. Однако никакой костюм не воссоздается столь скрупулезно, и ни у одной артистки не будет такого спокойного и простого лица. Скорее сарафан был вынут из старого бабушкиного сундука (может быть, та выходила в нем замуж), а бусы достались ещё от прабабушки.

Глазами девушки с портрета смотрит на зрителя прошлое. Смотрят игра на Ивана Купалу, клятвы под священными ивами. Обладательница их вполне могла ходить в хороводах первой и петь песни тягучие, как мед. Могла ставить плошку с молоком домовому, расчесывать волос детям, жать и сеять. В ней словно воплотился дух старого быта, времен замшелых и древних.

И, несомненно, она красива, и не уступит ни одной дворянке ни в чувстве собственного достоинства, ни в обворожительности улыбки.