А. П. Антропов представитель стиля барокко, в творчестве которого окончательно сложился национальный вариант светского камерного портрета. Своего рода экзаменом для него стал именно портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной. Работа очень понравилась модному тогда итальянскому портретисту П. Ротари, который весьма лестно отозвался о ней. Это принесло Антропову известность.
Анастасия Михайловна являлась ближайшей подругой и дальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны. Яркие крупные черты лица выдают сильную и властную натуру героини. Она исполнена достоинства, во взгляде сквозят уверенность и спокойствие, поза сдержанна и величава. Колористическое решение полотна, построенное на звучном и контрастном сочетании розового, синего и белого цветов, придает портрету повышенную декоративность. Автор не стремится проникнуть во внутренний мир своей модели, он лишь тщательно прорабатывает черты ее лица, а через них показывает властную и волевую натуру. Антропов отмечает также и статус модели: на груди Измайловой — брошь с портретом Елизаветы Петровны, усыпанная алмазами, что говорит о личном расположении императрицы к своей придворной даме.
«Портрет А. М. Измайловой» написан в поворотный момент становления мастерства Алексея Антропова и признании его одним из самобытных и ярчайших художников своей эпохи. Данная картина наглядно демонстрирует эволюцию творческого мировоззрения Антропова после его обучения у знаменитого итальянского живописца Пьетро Ротари.
Сверх того, портрет выполнен в камерном стиле, когда модель изображена не в полный рост и на нейтральном фоне. А. П. Антропов не забывает о деталях, указывающих на статусные привилегии персонажа, но выходит за рамки, присущие тому же традиционному камерному варианту исполнения. Внимание уделяется мимике лица, деталям в одежде… Наряду с этим Антропов стремится к сохранению реалистичности изображаемой героини, тонко передавая сущность её натуры. Портрет отличается ярким колоритом и контрастом цветовых вариаций. А самые незначительные детали в одежде тщательно продуманы и закономерны.
Женщина, запечатленная на картине – Анастасия Михайловна, дочь Нарышкина – камергера великого царя Петра, в замужестве Измайлова. Обладая острым умом и стремящаяся к власти, она входила в ближайшую свиту императрицы Елизаветы и имела статус высокопоставленной особы. Своенравную натуру выдают ехидно сжатые в тонкую линию губы и выразительный взгляд карих глаз. Однако как любая женщина, Анастасия Михайловна, в первую очередь, стремится увековечить в памяти потомков свою красоту. Что является непростым делом, ведь на момент написания портрета этой почтенной особе уже было около 56 лет.
Неумолимое желание и стремление дамы оставаться неотразимой, художник сознательно выворачивает наизнанку. Он не скрывает уже порядком грузную и расплывшуюся фигуру женщины. Массивность тела подчеркивает роскошное платье насыщенного синего оттенка, с многочисленными оборками. Красный бант невольно акцентирует внимание на двойном подбородке. Не скрывают увядания некогда славящейся своей красотой Анастасии Измайловы и косметические ухищрения прошлой эпохи: плотно набеленное лицо, излишний слой румян на щеках, напудренные волосы и густо накрашенные брови.
Грузность фигуре любимицы Елизаветы Петровны придаёт усыпанный бриллиантами орден с её изображением. Это украшение выдвинуто на первый план, указывая на высокий общественный статус модели и её значимость. Орден – награда и особый знак личного расположения императрицы к члену своей свиты. Проработанный до мельчайших граней каждого из алмазов эта деталь наряда приковывает взгляд, заставляя восхищаться передачей блеска и великолепия ювелирного украшения с помощью живописи.
Таким образом, хоть А. П. Антропов и не пытается раскрыть внутренний мир Анастасии Измайловой, но искусно и емко выделяет и отображает наиболее значительные и яркие черты её характера.