Описание картины Юрия Анненкова Портрет Ахматовой - Анализ картин
Описание картины Юрия Анненкова Портрет Ахматовой

Описание картины Юрия Анненкова Портрет Ахматовой

Русский и французский художник Юрий Анненков сделал портрет Анны Ахматовой в 1921 году в Петербурге, в доме на Кирочной улице.

В книге «Дневник моих встреч» Ю. П. Анненков так пишет об истории этого портрета: «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы! Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем.

Этот портрет 4 июня 2013 года был продан на торгах аукционного дома Sotheby’s за 902,5 тысячи фунтов стерлингов (1,380 миллионов долларов). Оценочная стоимость портрета составляла всего 150-200 тысяч фунтов (230-305 тысяч долларов). Таким образом, итоговая цена превысила оценочную более чем в пять раз.

* * *

Анна Ахматова – Ленинград в марте 1941

Cardan solaire* на Меньшиковом доме.
Подняв волну, проходит пароход.
О, есть ли что на свете мне знакомей,
Чем шпилей блеск и отблеск этих вод!
Как щелочка, чернеет переулок.
Садятся воробьи на провода.
У наизусть затверженных прогулок
Соленый привкус — тоже не беда.

* Солнечные часы (франц.)

Анна Ахматова – великая поэтесса и просто женщина с интересной и печальной судьбой. Ее стихи до сих пор пользуются большой популярностью, более того, и несмотря на то, что они были написаны в период строжайшего закона о печати, и в 20е годы они отражали всю суть той современности – что послужило впоследствии наложением на нее негласного запрета. Наверное, по этому Ахматову так любили художники, все они хотели запечатлеть на своих картинах символ той, по – своему особенной эпохи. Анненков Ю. П. не стал исключением.

В 1921 году в Петрограде в уютном доме на Кирочной улице, он рисует сразу 2 портрета Ахматовой: один выполнен пером, второй гуашью. Также отличия в том, что красочный портрет изображает писательницу по пояс, где она застыла в полупрофиле изящно положив руку на грудь. Ее большие и выразительные глаза как будто зеркало души – говорят нам о том, какую грусть испытывала эта великая женщина в те года, когда рисовался портрет.

Анненков изобразил ее именно такой, какой она запомнилась всем современникам – красивая, статная, вольная и всегда немного чем-то опечаленная. Позже художник признавался, что на сеансе Анна Ахматова была очень терпелива и спокойна, они говорили о чем – то совсем невинном и обывательском, в общем ни о чем.

Евгений Замятин в свое время дал этому рисунку весьма интересную характеристику, он больше говорил о ее бровях, нежели о всем портрете в целом. «Они легки как облака» – писал Замятин, но и облакам свойственно бросать тени. А сам Анненков говорил о ней – «печальная красавица, казавшейся скромной отшельницей, наряженная в модное платье светской прелестницы».